3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СУ-47 Беркут, чертежи, прозвище и характеристики самолета, обратная стреловидность крыла и скорость, почему закрыли проект истребителя

Истребитель Су-47 Беркут: характеристики, достоинства и недостатки

Судьба этого примечательного во всех отношениях самолёта лишний раз доказывает, каким трудом огромного количества учёных, инженеров, испытателей и производителей достигается превосходство современной российской авиации над лучшими образцами западной фронтовой авиации.

Уникальная крылатая машина — палубный истребитель Су-47 Беркут

на дозвуковой скорости

на сверхзвуковой скорости

в бесфорсажном режиме

Тем более, в таком исконно «американском» виде вооружений, как палубная авиация. Су-47 — первый в мире палубный самолёт Беркут с крылом обратной стреловидности. По нескольким весомым причинам он не был запущен в серию. Единственный экземпляр самолёта так и остался испытательной лабораторией для создания первого истребителя РФ пятого поколения — ПАК ФА.

История создания истребителя Су-47 Беркут

Создать для военно-воздушных сил СССР маневренный многоцелевой самолёт с крылом обратной стреловидности конструкторы мечтали ещё на заре восьмидесятых годов прошлого века. Перспективная тема модернизации Су-27 под модель истребителя пятого поколения была запущена в качестве отраслевой программы под кодовым шифром С-37 Беркут.

Истребитель Су 37 Беркут (фото)

Задачей конструкторов было обеспечить самолёт следующими качествами:

  • многофункциональность;
  • возможность ведения ближнего боя одновременно в передней и задней полусферах;
  • способность атаковать с предельной дистанции сразу несколько целей противника независимо от их местонахождения (в небе, на земле или на воде);
  • малая заметность для средств РЛС вероятного противника.

1983 — принято решение о начале разработки самолёта с крылом обратной стреловидности для ВВС СССР.

1988 — отсутствие государственного финансирования стало основной причиной, почему закрыли проект Су-37 Беркут. По другой версии, остановка проектирования самолёта стала невозможность оснастить машину мощным многорежимным двигателем с форсажной камерой (первоначально использовались ТРДДФ РД-79М с тягой 18500 кгс). Таких силовых установок, которые бы позволяли длительное время в полёте идти на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, в то время в СССР ещё попросту не было. Исследования продолжались вначале девяностых годов по инициативе и на средства ОКБ «Сухой».

1990 — проектные работы возобновлены по заказу ВМФ СССР (впоследствии — ВМФ РФ). Самолёт перепрофилируется в палубный истребитель для размещения на авианесущем крейсере «Тбилиси» (с 4 октября 1990 года — ТАКР «Адмирал Флота СССР Кузнецов»). Машина подверглась серьёзным изменениям:

  • крылья переоборудованы в складывающийся вариант (как у всех палубных самолётов);
  • в задней части фюзеляжа расположен тормозной крюк (гак) для зацепа палубным аэрофинишёром при посадке.

1996 — в журнале «Вестник Воздушного Флота» напечатана первая фотография уникальной крылатой машины. Модель самолёта с крылом обратной стреловидности и передним горизонтальным оперением была заснята на открытой части заседания Военного совета ВВС Российской Федерации. Год спустя британские журналисты в материале для Flight International утверждали, что именно этот самолёт является прообразом российского многоцелевого самолёта пятого поколения.

1997 — собран и готов к полётам первый экземпляр самолёта. Первый полёт совершён в сентябре 1997 года.

1999 — новый самолёт под шифром Су-37 представлен «Рособоронэкспортом» на московском международном авиасалоне МАКС-2001. Машина имела фантастическую популярность и несколько лет успешно закрывала откровенную пустоту в линейке новых российских фронтовых самолётов (между Су-27 и Су-30МК).

2001 — завеса тайны над самолётом снята. Су-47 «Беркут» (так назван новый самолёт) стал предметом всеобщего обозрения и обсуждения. На самолёте испытатели и инженеры вели отработку перспективных схем компоновки планера и применения новых композитных материалов для машины пятого поколения.

2002 — общее количество испытательных полётов на Су-47 — более 150.

2006-2007 — произведена модернизация грузового отсека Су-47. Исследовались створки и оснащение на предмет возможности использования в Т-50 (ПАК ФА).

2007 — проект закрыт. ВВС России так и не получили долгожданный истребитель пятого поколения СУ-47 Беркут.

Главный конструктор Су-47 Михаил Асланович Погосян

Судьба самолета

Судьба Су 47 Беркут окутана многими тайнами . Со дня первого полёта самого нестандартного военного самолёта в советской и российской истории авиастроения прошло уже более двух десятилетий. Споры о правильности решения военного руководства страны, почему закрыли проект СУ 47 Беркут, продолжались вплоть до появления Т-50.

Немного приоткрыл завесу тайны над историей разработки и причинами отказа от использования боевой машины её главный конструктор, Михаил Асланович Погосян.

В одном из интервью он рассказал, что С-37 с первого дня после возобновления исследований и работ по теме рассматривался исключительно в качестве испытательного полигона. На нём пробовались и отрабатывались все новейшие ноу-хау российского ВПК в области авиастроения.

Благодаря имевшимся материалам по Су-47 ОКБ «Сухой» стало победителем тендера на разработку ПАК ФА. Точные лётные и тактико-технические характеристики самолёта с крылом обратной стреловидности так и не стали достоянием гласности.

Все данные, публикующиеся в открытой печати — лишь небольшая толика полной информации про новый истребитель Су-47. Скорее всего, закрытая часть технических показателей самолёта вошла в испытательную карту Т-50. Точно известно, что компоновка грузоотсека Т-50 практически полностью соответствуют той, которая применена в доработанном варианте «Беркута».

Истребители 6 поколения России Су-47 (Черный Беркут)

После обнародования информации о закрытии программы разработки Су-47 самолёт перепрофилирован в летающую лабораторию. Постоянное место дислокации — главная база лётно-испытательного института им. М.М. Громова в подмосковном городе Жуковский. Кто знает, сколько ещё новых проектов фронтовых истребителей кроется за семью печатями тайны, которой была окутана разработка «Беркута».

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50

Запомнившийся как С-37, Су-47 и по названию «Беркут», этот истребитель так и остался в единственном исполнении. Как «летающая лаборатория», он по прежнему в строю и числится на балансе ОКБ Сухого – до сих пор периодически летает и все еще остается «самолетом-загадкой», основные тайны которого так и не стали известны широкой публике.

Еще на этапе моделирования сама конструкция самолета являлась государственной тайной – еще бы, первый отечественный самолет с крылом обратной стреловидности (КОС). Помимо визуальной несхожести со всеми остальными типами самолетов, где крылья либо поперечны с корпусом, либо оттянуты назад, этот истребитель хищно выставлял их. вперед.

К проектированию этого самолета приступили в конце 80-х годов. О новом самолете было известно лишь то, что главной его особенностью является конструкция крыльев, что советские авиаконструкторы прилюдно отрицали. Без «утечки» не обошлось – некоторые особенности конструкции самолета были раскрыты благодаря снимку модели. Стало ясно, что это проект совершенно нового самолета, обозначенного как пятое поколение отечественных истребителей. Сенсация!

Кстати, сенсацией самолет стал еще до того момента, когда впервые поднялся в воздух. Это произошло 15 сентября 1997 года. Тогда им управлял летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Об особенностях пилотирования самолета не знали даже основные конкуренты – американцы, создававшие свои истребители с крылом обратной стреловидности, которые после многих лет испытаний хоть и полетели, но были признаны неперспективными. Боевые возможности Су-47 всегда оставались под грифом «совершенно секретно», хотя на него так и не «навешали» полный комплект ракетного вооружения и радиолокационных станций.

Сегодня еще один летчик-испытатель, которому довелось неоднократно поднимать в небо «Беркут», Герой России Сергей Богдан, оценивает этот самолет как «эпохальное конструкторское решение с нестандартными характеристиками пилотирования».

«Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения, – рассказывает Сергей Богдан, который испытал добрый десяток истребителей, в том числе и ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. – Он легок в управлении и при необходимой переподготовке может быть управляем даже молодыми выпускниками военных авиационных училищ. Боковая ручка управления в компактной кабине истребителя также весьма удобна – таких раньше в отечественных самолетах не встречалось. Этот самолет, как и его современные аналоги, «заточен» на то, чтобы пилот не отвлекался на выполнение боевой задачи – дерни ручку и не задумывайся о совершении воздушного маневра, ищи наземную или воздушную цель».

Читать еще:  Разрешение на оружие, сдача экзамена и получение лицензии на охотничье, гладкоствольное, нарезное или холодное, как получить, какой порядок оформления, бланк для продления и квитанция об оплате госпошлины

Летчик-испытатель оценивает Су-47 как легкий в управлении и боевом применении самолет. Ему самому порой хочется, как истинному спортсмену, «разогреть мышцы» на более тяжелых «снарядах», например, на самолетах 3-го поколения типа Су-24, более сложных в управлении. Но это – как каприз профессионала, испытателя.

«Чем выше поколение самолета, тем легче его управление и боевое применение, – говорит Сергей Богдан. – Мне «Беркут» очень понравился. Как говорится – лег в ручку».

Что представляет из себя Су-47?

Конструкция самолета скомпонована по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. Как утверждают летчики-испытатели, этот самолет «увертлив» на малых скоростях и способен совершать воздушные пируэты, которые не могут делать другие истребители.

Кстати, во время производства деталей для экспериментального самолета была применена новая технология – детали обшивки удалось получить в плоском виде, придавая им необходимую форму, когда кривизна совпадала со стыковкой с полной точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить массу истребителя и снизить его заметность на радарах. Этому способствовали и композитные материалы, примененные в его обшивке.

Истребитель Су-47 оснащен современным отечественным бортовым оборудованием. К нему относится многоканальная цифровая ЭДСУ – электродистанционная система управления, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.

Этот самолет, относящийся к пятому поколению, должен был обладать способностью осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности. Предусматривалась автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами, а также повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации – одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков.

Аэродинамика и бортовые системы истребителя должны были обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых опозданий, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов. От самолета требовалось «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета – об этом рассказал и летчик-испытатель Сергей Богдан.

Итог авиапроекта истребителя нового поколения под общим названием «Беркут» позволил российским авиастроителям проверить несколько важных идей и собрать массу информации о самолетах с крылом обратной стреловидности. Полученные сведения о характере обтекания и поведения самолета с КОС на разных режимах полета позволили отечественной авиационной науке закрыть несколько белых пятен в теориях.

«Этот проект стал одним из лучших вариантов создания целого комплекса летательных аппаратов, которые получили богатую перспективу, – говорит генконструктор Су-47, нынешний глава Объединенной авиационной корпорации Михаил Погосян. – По разработкам «Беркута» мы вышли на нынешний самолет пятого поколения – Т-50. Его опыт поможет и другим новым истребителям».

Можно напомнить, что после окончания основной программы своих испытаний именно самолету Су-47 довелось стать основной платформой для отработки элементов будущего истребителя Т-50 (программа ПАК ФА). А в 2006-2007 годах «Беркут» получил новый грузоотсек, созданный по проекту Т-50. Целью такой доработки была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полета.

Несмотря на давнее завершение проекта, до сих пор не прекращаются споры о плюсах и минусах или перспективах самолета Су-47 как класса авиационной техники с крылом обратной стреловидности. Плюсы и минусы КОС обсуждаются до сих пор. Единого мнения о перспективах самолетов, подобных «Беркуту», нет до сих пор. Что касается самого проекта, то его признали удачным и сами авиаконструкторы, и военные летчики. Хотя Су-47 и не стал основой для перспективных истребителей, превосходящих по своим характеристикам всю современную технику, он сделал все для отработки новых технологий.

«Роль новейших боевых самолетов с подобными уникальными характеристиками возьмут на себя другие разработки», – считает Михаил Погосян.

Су-47: почему не взлетел уникальный «Беркут»

Су-47 «Беркут» – это проект российского истребителя, который был разработан в середине 90-х годов прошлого века в ОКБ им. Сухого. Основными особенностями этой машины можно назвать крыло обратной стреловидности (КОС) и широкое использование в конструкции композитных материалов. Сегодня Су-47 существует в единственном экземпляре, он используется в качестве летающей лаборатории. Руководил созданием «Беркута» Михаил Асланович Погосян.

Несмотря на то что проект создания истребителя Су-47 «Беркут» давным-давно закрыт любители авиации отлично помнят эту машину. В конце 90-х и в начале нулевых годов «Беркут» неизменно блистал на авиационных салонах, приковывая внимание зрителей своим необычным внешним видом. В то время отечественному авиапрому особо не было чем хвастать, поэтому «Беркуту» приходилось «отдуваться» за всех.

Дополнительный ажиотаж вокруг истребителя создали журналисты, называя Су-47 «настоящим прорывом» и «последней надеждой отечественной авиации». Хотя, на самом деле, ни тем, ни другим он не был. В свое время споров и дискуссий относительно Су-47 было не меньше, чем сегодня вокруг ПАК ФА. Когда заходит разговор о проекте «Беркут», чаще всего спрашивают, почему такой «крутой» самолет так и не приняли на вооружение?

Дело в том, что далеко не все самолеты разрабатываются для дальнейшего серийного производства. Су-47 изначально не планировали принимать на вооружение. Эта необычная машина задумывалась, как испытательный стенд, на котором будут обкатываться конструкторские решения истребителей следующего поколения. Самолет Су-47 «Беркут» — это еще одна ступенька на пути отечественного авиапрома к созданию истребителя пятого поколения.

История создания

В конце 70-х годов в СССР и США практически одновременно начались работы по созданию истребителя пятого поколения. Конструкторы обеих стран занялись созданием концепции новой машины, определялись с ее внешним видом и основными характеристиками. В СССР к исследованиям были подключены многие научные институты и ведущие конструкторские бюро.

Можно сказать, что по большей части критериев для истребителя пятого поколения между американскими и советскими военными существовал консенсус. И те и другие хотели видеть новый самолет малозаметным, многофункциональным, способным вести всеракурсный огонь и развивать сверхзвуковую скорость без форсажа. Было лишь одно отличие: советские военные настаивали, чтобы новая машина была высокоманевренной, американцы впоследствии от этого требования отказались, посчитав данную характеристику не очень уж важной.

Крыло обратной стреловидности (КОС) – это одно из самых очевидных конструкторских решений, способных обеспечить самолету высокий уровень маневренности. Работы по созданию истребителя с КОС проводились в ОКБ им. Сухого в период с 1983 по 1988 год. Машина имела обозначение Су-37. Правда, затем эта тема была официально закрыта.

Крыло с обратной стреловидностью обеспечивает летательному аппарату целый ряд весьма серьезных преимуществ по сравнению с традиционной схемой:

  • КОС значительно улучшает управляемость ЛА на малых скоростях;
  • Повышаются взлетно-посадочные характеристики;
  • Подобная компоновка позволяет оптимизировать распределение давления на крыло и ПГО (переднее горизонтальное оперение);
  • Значительно улучшается аэродинамическая эффективность на всех режимах полета;
  • Радиолокационная заметность самолета с КОС в передней полусфере уменьшается.

Однако есть у КОС и значительные недостатки. На некоторых скоростях и углах атаки КОС испытывает значительные нагрузки, которые могут привести к разрушению конструкции. Грубо говоря, в определенный момент крыло обратной стреловидности начинает просто скручивать. Поэтому нужно либо серьезно повышать его жесткость, либо компенсировать деформацию за счет системы управления самолетом. Первый путь решения проблемы может привести к значительному увеличению массы крыла.

Читать еще:  Первая мировая война. Экипировка

Как бы то ни было, в 1988 году проект истребителя с КОС был закрыт, и он мог совсем кануть в Лету, если не интерес со стороны военно-морского флота. Моряки планировали оснастить этими машинами авианесущие крейсера. Для этого в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения: консоли его крыла сделали складывающимися, оснастили тормозным гаком и внести дополнения в состав БРЭО. Корабельная версия самолета получила наименование Су-27КМ.

После распада СССР ситуация с финансированием еще более ухудшилась. Проект продолжался уже за счет собственных ресурсов ОКБ им. Сухого. Мало кто верил в то время, что самолетостроителям будет под силу без государственной поддержки завершить принципиально новую машину. Но, тем не менее, у них это получилось. Правда, отсутствие финансирования вынудило авиастроителей ограничиться созданием всего лишь одного прототипа.

Любопытна история о том, как информация о российском «Беркуте» попала на Запад. В 1996 году журналист издания «Вестник Воздушного флота» снимал заседание совета ВВС РФ, на котором было представлено все российское высшее авиационное командование и руководство авиастроительной отрасли. Во время съемки на столе находилась модель странного черного самолета, которая попала в кадр и вскоре оказалась на странице журнала. Фото было замечено. В 1997 году влиятельное британское издание Flight International напечатала материал, в котором утверждалось, что странный черный самолет – это не что иное, как модель российского истребителя нового поколения.

Самолет Су-47 «Беркут» совершил свой первый полет 25 сентября 1997 года. В его конструкции были реализованы последние на тот момент достижения отечественной авиастроительной отрасли: самолет получил самую современную ЭДСУ, силовую установку с изменяемым вектором тяги, новейшую авионику. Его создателям удалось разработать новую технологию стыковки длинномерных композитных панелей, что позволило уменьшить количество соединений, увеличить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. В конструкции Су-47 широко использованы элементы и системы серийных самолетов семейства Су. Например, «Беркут» получил фонарь и шасси от Су-27. Следует отметить, что Су-47 поднялся в небо всего лишь на восемнадцать дней позже первого полета американского F-22A. Учитывая общую ситуацию в отечественной авиационной промышленности в конце 90-х годов, такое мизерное отставание можно назвать настоящим подвигом российских авиастроителей.

Широкой публике самолет был продемонстрирован на выставке МАКС-1999 еще под наименованием Су-37. Новое название и «прозвище» «Беркут» истребитель получил уже к 2001 году. В 2000 году машина завершила испытания в программе «Сверхзвук», в целом же до 2002 года истребитель совершил более 150 полетов.

Эксплуатация Су-47 позволила конструкторам ОКБ им. Сухого отработать новейшие технические решения, значительная часть из которых была использована позже в конструкции ПАК ФА. Во многом именно благодаря проекту Су-47 ОКБ им. Сухого удалось выиграть конкурс на создание ПАК ФА и успешно реализовать его.

Описание конструкции

Су-47 «Беркут» выполнен по схеме интегральный продольный триплан. Он имеет высокорасположенное крыло обратной стреловидности с развитыми наплывами и переднее горизонтальное оперение (ПГО). Управление истребителем осуществляет один пилот.

Как и у других самолетов семейства Су-27, крыло Су-47 плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя с ним единое целое. ПГО и хвостовое горизонтальное оперение истребителя цельноповоротные, сравнительно небольшой площади. Вертикальное оперение — двухкилевое, оно меньше по площади, чем у Су-27. Кили истребителя имеют развал в сторону от центральной оси самолета, что обеспечивает Су-47 меньшую радиолокационную заметность.

При создании машины были широко использованы композитные материалы. По массе конструкция планера на 13% состоит из КМ. Использование композитов позволило уменьшить вес истребителя, повысить его эксплуатационный ресурс, снизить трудоемкость его изготовления и радиолокационную заметность машины.

Фюзеляж машины типа полумонокок, его сечение близко к овальному. Изготовлен он в основном из сплавов титана и алюминия. В хвостовой части истребителя находятся два обтекателя, которые можно использовать для размещения радиоэлектронного оборудования.

Крыло Су-47 имеет прямую стреловидность в своей корневой части и обратную — в консольной (-20° по передней кромке), на 90% оно состоит из композитных материалов. На передней части консоли крыла находится отклоняемый носок, а на задней – элерон и односекционный закрылок.

Во время создания Су-47 в ОКБ им. Сухого была разработана, а затем и успешно применена на практике новая технология изготовления элементов конструкции самолета и их последующего соединения. Детали обшивки сначала изготавливали в плоском виде, а уже затем из них формировали заготовки необходимой формы и кривизны. Использование длинных и гладких панелей (до 8 метров) позволило уменьшить количество крепежа и улучшить аэродинамические качества машины. При создании Су-47 впервые были использованы интеллектуальные композитные материалы, способные адаптироваться к уменьшению или увеличению нагрузок.

Цельноповоротное ПГО крепится к корневому наплыву крыла, оно имеет трапециевидную форму в плане, стреловидность по передней кромке составляет +50°.

Фонарь кабины истребителя полностью аналогичен тому, что используется на Су-27. На нескольких фото самолета можно заметить, что фонарь Су-47 не имеет переплета, такая же конструкция использована и на американском истребителе F-22 Raptor. Она улучшает обзор для летчика, а также уменьшает заметность самолета на экранах РЛС. В кабине расположено кресло пилота К-36ДМ с наклоном спинки в 30°. Это уменьшает нагрузки на летчика, которые возникают во время маневренного воздушного боя. На Су-47 планировалась установка еще более совершенного катапультного кресла, способного спасти пилота на любых высотах и даже обеспечить его эвакуацию из перевернутого положения.

Су-47 оснащен трехопорным шасси с носовой и двумя основными стойками. Передняя двухколесная стойка шасси убирается с поворотом вперед в специальную нишу фюзеляжа. Основные одноколесные стойки заходят в ниши по бокам каналов воздухозаборников.

Силовая установка Су-47 состоит из дву­х ТРДДФ Д-30Ф11 с тя­гой по 15600 кгс, которые расположены в хво­сто­вой час­ти машины. Этот двигатель является модификацией мотора Д-30Ф6. Истребитель имеет два воздухозаборника, расположенных под корневыми наплывами крыла. Фор­ма их се­че­ния близ­ка к сек­то­ру кру­га. Воз­душ­ные ка­на­лы воздухозаборников имеют S-образную фор­му, что обес­пе­чи­ва­ет снижение уровня радиолокационной заметности машины. Две дополнительные створки для забора воздуха находятся на верхней части фюзеляжа. Они используются при маневрировании, а также во время взлета и посадки.

Су-47 имеет циф­ро­вую мно­го­ка­наль­ную ЭД­СУ и ин­те­граль­ную автоматизированную сис­те­му управ­ле­ния. В состав навигационного комплекса истребителя входит ИНС на ла­зер­ных ги­ро­ско­пах, система спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­ей с «циф­ро­вой кар­той».

О жизни пилота заботится ин­тег­ри­ро­ван­ная сис­те­ма жиз­не­обес­пе­че­ния и система ка­та­пуль­ти­ро­ва­ния но­во­го по­ко­ле­ния.

Если внимательно взглянуть на размещение антенн БРЭО, то можно прийти к выводу, что создатели стремились обеспечить пилоту Су-47 кру­го­вой об­зор. Кроме основной радиолокационной станции, которая находится в носу самолета под обтекателем, есть и две антенны зад­не­го об­зо­ра, размещенные между со­пла­ми дви­га­те­лей и крылом. Вероятно, что в носках вертикального опе­ре­ния, в крыль­е­во­м на­плы­ве и ПГО так­же находятся антенны. Об этом можно судить по их характерной белой окраске, которая обычно используется для ра­дио­про­зрач­ных об­те­ка­те­лей.

Истребитель можно оснастить оп­ти­ко­ло­ка­ци­он­ной стан­ци­ей. Она устанавливается в носовой части, пе­ред фо­на­рем кабины. А чтобы не мешать летчику, ее обтекатель станции смещают несколько вправо (как и на Су-33 и Су-35).

Су-47 «Беркут» — это экспериментальный самолет, который создавался для отработки новой схемы компоновки, поэтому изначально на нем не планировали устанавливать вооружение. Однако позже истребитель был модернизирован и на нем был создан один бомбовой отсек.

Кроме того, ракетно-бомбовое вооружение можно разместить и на наружных узлах подвески. Правда, в этом случае увеличиться радиолокационная заметность машины. Максимальная боевая нагрузка самолета – 8 тыс. кг.

Вероятно, что основным стрелково-пушечным вооружения Су-47 является 30-мм пушка ГШ-30-1, а главным ракетным – УР средней дальности с активной радиолокационной системой наведения, которые можно разместить внутри фюзеляжа самолета. Эти ракеты имеют складные решетчатые рули направления. Истребитель вполне можно вооружить и ракетами малой дальности типа К-74 с тепловой головкой наведения. Эти УР впервые были продемонстрированы на авиасалоне МАКС в 1997 году.

Читать еще:  Вселенная, размеры и масштабы, строение, структура и расширение, звездные законы и история изучения, чудеса и бесконечность, карта и модель

Су-47«Беркут» – редкая, но гордая птица

Самолет с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут» производит впечатление футуристичной машины, которая летает вопреки законам физики. Конечно, все это кажется только на первый взгляд. Подогревает интерес к самолету нетрадиционная модель крыла. А его маневренность восхищает специалистов и пилотов.

Несмотря на то, что проект Су-47 пережил немало сложностей, Россия одной из немногих стран довела идею обратной стреловидности крыла до логического завершения. Эта работа была трудоемкой, затратной для бюджета, но все труды имели смысл. Возможно, по этой причине Су-47 «Беркут» является предметом гордости конструкторов и военных, неоднократно выступает украшением авиационных шоу.

История создания

Началом жизни проекта Су-47 считаются 80-е годы XX века. Уже тогда высшее руководство СССР озаботилось скорейшим созданием принципиально нового истребителя, способного составить конкуренцию западным аналогам на долгие годы вперед.

Отправной точкой для работ послужил Су-27, который наравне с Миг-29 в конце 70-х – начале 80-х годов только поступал на вооружение и готовился стать основной ударной мощью СССР в небе. И почти сразу же руководство начало предпринимать шаги по совершенствованию проектов. Стоит отметить, что заокеанские оппоненты вели подобные разработки синхронно.

Первое обозначение, которое получил новый самолет, было Су-37. Только гораздо позже его переименовали в Су-47. Фактически, можно назвать истребитель продолжением Су-32 с идентичным строением планера и способностью нести вооружение, как у Су-33. Руководство планировало запустить новый Су-47 в серию уже в 1993 году.

Но тяжелый период времени, который коснулся Советского Союза, а затем и его правопреемницы – России – наложит отпечаток на многие перспективные разработки в военной сфере. Не стали исключением работы по созданию Су-47. В 1988 году разработки были почти полностью свернуты до лучших времен. Помогло только руководство ВМФ, которое запросило проект самолета для авианосцев. Так появился Су-27КМ (корабельно-модифицированный). А работы по нему позже легли в основу Су-47.

Развал огромной державы нанес непоправимый экономический удар всем сферам жизни.

ОКБ Сухого поддерживал проект Су-47 за счет собственных средств. По этой причине в распоряжении конструкторов была всего одна машина для испытаний.

К счастью, столь интересный проект был доведен до ума, и в 1997 году новейший Су-47, который получил прозвище «Беркут» (за свою способность быстро поменять направление движение или угол атаки из-за своей маневренности). Общество возлагало на него большие надежды, потому что в то время России было тяжело удивлять новыми проектами.

Только гораздо позже военное руководство дало понять, что Су-47 был лишь экспериментом в небе, и никогда не должен был поступать на вооружение массово. Этим и объясняется то, что с момента первого полета до сегодняшних дней «Беркут» не стал серийным самолетом ВВС России.

Конструкция

Истребитель Су-47 получил некоторые уникальные конструктивные особенности, которые выделяют его на фоне классического представления о компоновке современного самолета истребительной авиации.

Характерная особенность самолета – обратная стреловидность крыла.

Причем само крыло имеет прямую направленность и плавно соединяется с фюзеляжем, что представляет собой цельную несущую структуру (это особенность истребителей), но вот его консоли выполнены с обратной стреловидностью.

В производстве Су-47 применяются композитные материалы. Так, крыло состоит на 90% из композита и лишь на 10% из металлических сплавов. Фюзеляж же создается с применением титана и алюминия. Этот подход облегчает машину и делает ее современной. Однако известны испытания истребителей американцев (тоже из композита), которые доказали, что такие материалы серьезно уступают по прочности металлам, что делает самолеты менее надежными.

«Беркут» собирается по уникальной технологии, когда элементы фюзеляжа или оперения отливаются максимально точно в плоском виде, а потом им задается нужная кривизна и форма. Это позволяет максимально качественно обеспечивать стыковку деталей и использовать меньше заклепок. Масса самолета снижена на 20-25% только за счет этой технологии, а ресурс обшивки выше в 2-3 раза, чем у полностью металлической.

Схема самолета известна, как продольный интегральный триплан. Переднее оперение представляет собой трапециевидные консоли с углом стреловидности около 50 градусов и общим размахом 3,5 метра. Особенность ПГО – способность целой консоли поворачиваться. Для управления на основном крыле установлены элероны и флапероны.

Хвостовое оперение, также, как и переднее, имеет возможность поворачиваться полностью.

Кили в хвосте схожи по конструкции с Су-27, но меньше (что дает больше «невидимости» для радаров), имеют развал на 75 градусов относительно друг друга.

Фюзеляж выполняется с ярко выраженной овальной формой в сечении. По бокам, в местах соединения с крылом, имеются воздухозаборники. В передней части расположена кабина, а сам фюзеляж в носовой части получил заметную приплюснутость с выдающимися ребрами в обе стороны.

Кабина единственного пилота машины идентична по своим габаритам предшественнику, Су-27. Но есть небольшие собственные черты. Так, на Су-47 «Беркут» улучшена обзорность, снижена площадь рассеивания, но потребовалась новая система катапультирования.

Новых расчетов катапультирования потребовало расположение кресла пилота. В Су-47 располагают под углом в 30 градусов. Это снижает нагрузку на пилота на высоких скоростях. На данный момент – это модель К-36ДМ. В планах было устанавливать даже более современную систему спасения жизни пилота с возможностью покидать самолет на малых высотах, но пока это не применяется.

Шасси самолета трехопорное. Две задние стойки имеют по одному колесу каждая и убираются вперед с поворотом за воздухозаборники. На переднее шасси ставится два колеса меньшего диаметра. Собирается стойка также вперед с поворотом, прячась под кабиной пилота.

На Су-47 изначально ставились двигатели Д-30Ф6 с тягой в 15,600 кгс (такие же, как и на Миг-31).

Но специально для всех самолетов пятого поколения в России разрабатывается новое поколение силовых установок – АЛ-41Ф (с управлением вектора тяги, плазменным зажиганием и даже возможностью работы в случае отказа всей электроники на самолете), которые планируется ставить на серии истребителей Су-47 в том числе.

О бортовом оборудовании «Беркута» известно не так много из-за высокой секретности информации. Однако точно понятно, что военная промышленность поставляла для истребителя лучшие свои разработки.

Достоверно известно, что на Су-47установлены:

  • навигационные системы с лазерными гироскопами и возможностью ориентироваться по спутнику;
  • антенны РЛС, вероятно, предполагалось расположить во всех направлениях самолета (в носовой части, хвосте, на килях и в крыле), чтобы обеспечить максимальную видимость для пилота;
  • оптико-локационная станция в носовой части истребителя;
  • управление организовано с помощью тензометрического рычага и боковой малоходовой ручки;
  • радиолокационная станция на борту позволяет обнаруживать цели на дистанции в 245 километров от самолета, вести до 24 вражеских объектов и поражать сразу 8 из них.

«Беркут» считается опытным самолетом, поэтому не несет вооружения. Но так как он собран на базе Су-27, Су-32 и Су-33, то его возможный арсенал может быть внушительным. Во-первых, на Су-47 предусмотрены отсеки для ракет и бомб. Есть возможность устанавливать подвесное оружие внешне, но эта мера повысит заметность истребителя для РЛС противника.

Самолет планировалось оснащать всеми типами ракет: малой, средней, большой и сверхбольшой дальности. Предполагается, что Су-47 может успешно поражать цели на удалении до 400 километров. Для ближнего боя на истребителе может быть использована пушка ГШ-301 калибра 30 мм.

Летно-технические характеристики

Хотя подобные проекты с самолетами обратной стреловидности крыла проводились во многих странах, от них рано или поздно отказывались. Только Су-47 поступил в производство, пусть и не серийное. Испытатели, конструкторы и эксперты оценили и оценивают «Беркут» очень высоко, отмечая его маневренность, скрытность и возможность нести большую боевую нагрузку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector