12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Т 55, описание и характеристики танка, модернизация модели, история создания, запуск в серийное производство и боевое применение

Лис пустыни — советский танк Т 55

Советский Союз вышел из Второй Мировой войны мощной военной державой. Основной силой СССР являлись его многомиллионная сухопутная армия, вооруженная тысячами танков и артиллерийскими орудиями. Советские танки стояли в центральной Европе, наводя ужас на страны западной демократии. Наладив в тяжелейших условиях страшной войны массовое производство военной техники, Советский Союз сумел создать самые мощные и многочисленные танковые войска. В области танкостроения Советы находились в числе лидеров, имея огромный практический опыт в создании прекрасных образцов боевых бронированных машин. Советский танк Т-34 завоевал пальму первенства лучшего танка Второй Мировой войны, на смену ему пришли не менее удачные боевые машины, сумевшие подтвердить реноме СССР в качестве ведущей танковой державы.

Советские бронированные машины послевоенного поколения — это модель Т 54 и ее усовершенствованная версия, танк Т 55. Это были уже принципиально новые модели, воплотившие в себе все самое лучшее, чем располагала советская танкостроительная отрасль. Именно эта машина стала символом советской военной угрозы первого периода холодной войны. Новые советские танки не только на бумаге имели превосходные характеристики, но и доказали свои высокие тактико-технические характеристики на поле боя во время многочисленных вооруженных конфликтов второй половины XX века.

Как создавался новый советский танк

После войны основной инженерно-технической базой, занимающейся разработкой танковой техники, снова стало конструкторское бюро машиностроения, работающее на самом крупном танковом заводе страны «Уралвагонзавод». Уральские специалисты успешно освоили производство лучшего танка Второй Мировой войны. Машина Т-34 выпускалась в огромных количествах, став на долгие годы основной боевой машиной не только в Советской Армии, но и десятках армий других стран.

Имея такой огромный опыт в создании бронированной техники, было не сложно создать новую машину, отличающуюся не только улучшенными боевыми характеристиками, но и отвечавшую современным условиям боевых действий. Появление ядерного оружия заставило конструкторов военной техники во всем мире искать пути по созданию эффективных элементов защиты военной техники и ее экипажей от поражающих факторов оружия массового поражения.

Советский послевоенный танк Т-54 и его модификация Т-54Б были неплохими машинами, однако в условиях локального применения ядерного оружия, эти машины могли стать братской могилой для своих экипажей. Требовалась новая техника, способная полноценно действовать на поле боя в условиях применения атомного оружия.

Работы в этом направлении начались в 1957 году на заводе №183. Первоначально разработкой нового танка занимались в инициативном порядке, однако уже в скором времени стало ясно, что новый танк лучше своего предшественника. Серийное производство танка Т-54Б позволяло максимально использовать наработанный на предприятии технологический ресурс и производственную базу. Новый танк получил обозначение объект 155. Первые опытные машины имели башни от танка Т-54Б и были готовы в декабре 1957 года. В течение зимы 1957-58 гг. новые боевые бронированные машины проходили государственные испытания, которые показали правильность выбранного пути и реализацию инженерно-технических решений. В мае 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР о принятии на вооружении Советской Армии нового танка под обозначением Т 55.

Машина получилась настолько удачной, что ее производство осуществлялось в течение 21 года. Советский танк выпускался не только в Советском Союзе. Производство бронированной машины осуществлялось в Польше, в Чехословакии и в Румынии. С конвейера всех предприятий сошло более 23 тыс. боевых бронированных машин, которые поступали не только на оснащение армий стран Организации Варшавского Договора, но и массово экспортировались в арабские страны, и в Северную Корею. Созданная почти 60 лет назад, машина Т 55 остается на вооружении некоторых стран и в наши дни, продолжая быть вполне боеспособными и эффективными боевыми единицами.

Главная отличительная особенность конструкции нового советского танка заключалась в наличии у него системы противоатомной защиты. Это позволяло использовать боевую машину в условиях применения ядерного оружия, как стратегического плана, так и тактического варианта. Помимо этого последующая модернизация модели Т 55 до вариантов Т 55АД (1983 год) и Т 55 АМ (1985 год) имела цель увеличить ходовые возможности машины и увеличить живучесть танка. Этому способствовала установка на бронированную машину комплекса активной противотанковой защиты «Дрозд», которая увеличивала защиту танка в условиях активного противодействия систем ПТО на поле боя. К другим качественным улучшениям следует отнести:

  • мощность дизельного двигателя В-55 увеличена на 60 л.с.;
  • танк имел автоматическую дымовую аппаратуру, работающую за счет впрыска топлива в выхлопные коллекторы;
  • увеличенный боекомплект основного орудия с 34 до 43 выстрелов;
  • пуск двигателя осуществлялся при помощи воздушного компрессора;
  • наличие в танке системы пожаротушения «Роса»;
  • планетарный бортовой редуктор.

Оптика танка также имела механизмы очистки, улучшающие обзорность танка в условиях плохой видимости. На новой модели танка Т 55 отсутствовал зенитный пулемет, который на предыдущей модели танке Т-54 устанавливался на башне. По мнению конструкторов в современных условиях военных действий, когда скорости реактивной авиации значительно выросли, надобность в зенитных средствах отпала. Как оказалось потом, это было ошибочное решение. Появление вертолетов и штурмовой авиации, работающей на допустимых скоростях, создало для новых советских танков настоящую проблему. Когда в середине 60-х годов на поле боя появились ударные вертолеты, лишенные возможности оказывать противодействие воздушному нападению, советские танки стали нести большие потери. Эта ошибка была вскоре исправлена и зенитный пулемет ДШК калибром 12,7 мм быстро вернули на прежнее место.

Отличалась в танке и система заряжания артиллерийского орудия. Механизм подачи был выполнен в полуавтоматическом режиме. Выстрелы подаются к казеннику орудия, после чего заряжающий уже досылает выстрел в канал ствола.

По бронированию новинка советского танкопрома не отличалась от своего предшественника. Литая башня имела разную толщину стенок, начиная с 65 мм в кормовой части и заканчивая 200 мм стенкой в лобовой части. За счет применения активной защиты «Дрозд» самое уязвимое место танка борта и кормовая часть получили дополнительную защиту. Вооружение среднего танка Т 55, как и модели Т-54Б было таким же. В башне устанавливалась 100-мм нарезная пушка. Это орудие прекрасно себя зарекомендовало еще в ходе Второй Мировой войны, во время которой советские СУ-100 молотили немецкий танковый зверинец на любых дистанциях.

Ходила советская машина довольно резво. Мощный дизель обеспечивал танку скорость на шоссе 50 км/ч, при движении по пересеченной местности машина развивала ход в 25-30 км/ч.

Серийное производство советского танка Т 55

После принятия новой бронированной боевой машины серийное производство было развернуто сразу на трех танковых заводах. В Харькове выпуском новой техники занимался завод №75, на Урале новую машину строил завод-гигант №183. В качестве вспомогательного производства выпуск танков Т 55 был налажен на Омском заводе опытного машиностроения №174. Из цехов советских заводов за все годы серийного выпуска вышло 20 тыс. машин всех модификаций. Более 3000 тыс. танков в различных модификациях было выпущено в Польше и в Чехословакии. Румыния, не имеющая мощной производственной базы, изготовила в 70-х года 400 танков TR-580 и TR-77, которые были лицензионной копией советской машины.

Такое большое количество танков, выпущенных в Советском Союзе, объясняется тем, что советские танковые заводы имели хорошо отлаженный производственный цикл. Сама конструкция машины также была достаточно простой и надежной, что делало ее удобной и практичной в последующей эксплуатации. Египетские танки, потерянные в ходе Войны Судного дня, ремонтировались на египетских заводах и в полевых условия силами арабских специалистов. Из 441 машин, потерянных в ходе боевых действий, большая часть Т 55 была восстановлена. Подкупала неприхотливость машины в боевых условиях. Танковый двигатель прекрасно себя чувствовал в экстремальных условиях, как в жарком и засушливом климате, так и в условиях господства низких температур.

Для своего времени советский танк был современной боевой машиной. Такая тенденция сохранялась и в 70-е годы, однако появление за рубежом новых танков третьего поколения, американских «Абрамс М1», немецких «Леопард 2», французских «Леклерк» и британских «Челленджер 2» заставили советских конструкторов пойти на существенную модернизацию Т 55, которая пришлась на 80-е годы XX века. В результате ряда технических решений удалось повысить защиту машины от прямых попаданий противотанковых ракет и кумулятивных снарядов за счет установки встроенной динамической защиты. Постоянно увеличивалась мощность двигательной установки. На смену устаревшему дизельному двигателю В-55 пришел двигатель В-46-5М, обладающий мощностью 690 л/с.

Все перечисленные меры только на некоторое время позволили увеличить технологический ресурс танка-долгожителя. К тому же пушка Д-10ТГ2 уже не отвечала современным требованиям. Ее снаряды не могли справиться с броней бронированием иностранных машин, которая у некоторых моделей доходила до 500 мм. На смену советским танкам Т 55, даже прошедшим модернизацию, стали поступать новые бронированные боевые машины. С 1980 года основными танками в Советской Армии становятся машины третьего поколения Т-80, модернизированные танки Т-64БВ и Т-72Б.

Несмотря на это, «55» продолжал оставаться на вооружении Советской Армии. На долю этих машин выпала основная нагрузка во время боевых действий, которые вел ограниченный контингент советских войск в ДРА. Продолжала машина использоваться в вооруженных силах Войска Польского, в Народной Национальной Армии ГДР и Чехословакии. В 2017 году, спустя 61 год с момента запуска в серию, машину окончательно сняли в вооружения. Большая часть машин передана на консервацию и на долговременное хранение.

Если в СССР боевая служба танка т 55 подошла к концу, то в некоторых странах третьего мира, в Африке и в Азии советская машина продолжает оставаться в боевом строю. Возможность усовершенствования и проведение модернизации малыми силами, надежность основных узлов и агрегатов существенно продлевают эксплуатационный ресурс машины.

Боевое применение

Советский танк, выпускаемый в больших количествах, можно смело назвать самой экспортируемой машиной. В различных модификациях машина поставлялась в Египет и в Сирию. Машина стояла на вооружении воюющих армий Пакистана и Индии. Большое количество танков получила Ливия и Ирак. Можно смело говорить, что Т 55 стал танком пустыни. Основные военные действия, в которых принимали участия советские машины, проходили в условиях пустыни и полупустыни.

Арабо-израильские войны стали самым крупным испытательным полигоном для советской техники. Первый боевой опыт пришелся на 1967 год, когда вспыхнула очередная Шестидневная война между коалицией арабских государств и Израилем. Наиболее массовое участие советских танков Т 55 отмечено в 1973 году во время войны Судного дня, когда египетские и сирийские войска сумели нанести израильской армии ряд чувствительных поражений. С обеих сторон в ходе военных действий принимало участие до 2000 танков Т 55, стоящих на вооружении танковых дивизий Египта, Сирии и Израиля.

Индо-пакистанский конфликт 1971 года также не обошелся без участия советских машин. В армиях обоих государствах имелись и Т 54 и Т 55. По окончанию военных действий Индия закупила у Советского Союза до 1000 машин. Пакистан тоже не остался в стороне, подписав контракт на поставку более крупной партии, около 2000 машин.

Одним из самых крупных и продолжительных военных конфликтов, в котором принимал участие советский танк Т 55, стала Ирано-иракская война 1980-1988 года. Машина составляла основу танкового парка Иракской армии. Участвовала эта машина и в последующей Первой войне в заливе. Здесь уже старенькой машине пришлось противостоять новейшим танкам «Абрамс М1» и британским танкам «Челленджер 2». Результаты боевых столкновений иракских танковых дивизий с коалиционными войсками явно не в пользу первых. Советские машины уже не могли конкурировать на равных с новыми американскими и британскими танками.

Читать еще:  Israel Military Industries

Эпоха активного боевого участия советского танка Т 55 подошла к логическому завершению.

Средний танк Т-55 – дёшево и сердито

Большинство танков, разработанных сразу после окончания Второй Мировой войны, в строю не задержались. Одним из исключений стал советский Т-55. Хотя в производство он пошёл в конце 50-х годов, но конструктивно представлял собой развитие более раннего образца – Т-54. В западной традиции их даже соединяют в одну «модель» Т-54/-55. Но будем следовать традиции советской, и считать его всё же отдельным образцом.

Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.

История создания

К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.

Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно – экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.

Конструкция и основные модификации

Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.

В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.

Появилась система постановки дымовой завесы, впрыскивающая топливо в выпускной тракт.

Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.

Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.

Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.

Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.

В комплекс вооружения ввели управляемые ракеты «Бастион», а систему управления огнём дополнили баллистическим вычислителем.

Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».

Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.

Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.

Прочие варианты

В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.

Т-55 также производился (по лицензии) в Польше и Чехословакии.

Там были созданы и модернизированные варианты «пятьдесят пятого», схожие с советской модификацией «АМ». Танки бывшей Югославии модернизировались по израильскому образцу – с установкой пушки L7. В Египте разрабатывался масштабный проект модернизации под названием «Рамзес II», но в итоге египтяне предпочли американские «Абрамсы».

В Ираке «пятьдесят пятый» оснащали навесной композитной бронёй – на западе эти машины называли «Энигма». В Израиле в 80-е годы Т-55 стали переделывать в тяжелые бронетранспортёры «Ахзарит». Возможно, с учётом этого опыта в 90-х годах в России пытались создать свой тяжёлый бронетранспртёр БТР-Т, но в серию он не пошёл. Различные варианты модернизации «пятьдесят пятого» разрабатываются и предлагаются по сей день. Некоторые из них допускают установку орудия калибра 125мм.

Боевое применение

В Советском Союзе танки Т-55 впервые поучаствовали в боевой операции в 1968 году – они помогали восстановить контроль над Чехословакией. А в настоящий бой им довелось вступить только в 80-х годах в Афганистане. Там «пятьдесят пятые» занимались огневой поддержкой и сопровождением конвоев.

В 1971 году индийские танки Т-55 успешно применялись против пакистанских «Паттонов». В финальной фазе вьетнамской войны некоторое количество этих танков использовал Северный Вьетнам (хотя Т-54 там было гораздо больше), а в 1979 году вьетнамские «пятьдесят пятые» встречались со своими китайскими «копиями» и воевали в Камбодже.

Но по-настоящему активно Т-55 применяли на Ближнем Востоке. Начиная с 1967 года, они стали непременными участниками арабо-израильских войн, и проявили себя, как достойные соперники «Центурионов» и М48. Трофейные «пятьдесят пятые» активно использовались изральтянами. При этом, правда, им заменяли двигатели и перевооружали 105мм пушкой L7. Обе стороны использовали «пятьдесят пятые» в Ирано-иракской войне, а модернизированные иракские танки «Энигма» участвовали в войне в Персидском заливе.

В Африке сомалийские Т-55 воевали с Эфиопией, танзанийские – с Угандой.

В Анголе противником «пятьдесят пятых» стали не столько танки, сколько вооружённые 90мм пушками БТР «Ратель» и бронеавтомобили «Эланд».

Редко упоминается следующий эпизод. В 1979 году грузовое судно «Астор» должно было кружным путём доставить десять ливийских Т-55 в Кению, откуда бронетехнику должны были перевезти в Уганду. Но за время пути режим Иди Амина рухнул и судно вернулось в воды ЮАР, где его и арестовали по подозрению в контрабанде оружия для Анголы.

Обнаруженные танки конфисковали и передали Родезии, где «пятьдесят пятые» приняли на вооружение, оборудовав радиостанциями от броневиков «Эланд». Но повоевать Т-55 не успели – после того, как главари ЗАНЛА и ЗИПРА объявили о фальсификации результатов всеобщих выборов, новый премьер-министр Музорева не решился продолжать войну.

В самой Ливии Т-55 использовали в войне с Чадом, причём там танки понесли огромные потери от вооружённых французскими ПТРК пикапов «Тойота». «Пятьдесят пятые»проявили себя даже в Южной Америке – там с их помощью Перу боролось с «контрас».

В 90-е годы Т-55 участвовали в гражданской войне в Югославии. Причём, как считается, именно Т-55 был последним потерянным там танком. И уничтожил его при этом снаряд, выпущенный из пушки Т-34-85. Оставшиеся после развала СССР «пятьдесят пятые» использовали в конфликтах на постсоветском пространстве – в Карабахе, Абхазии и Приднестровье.

Т-55, оставленные афганской армии, воевали там вплоть до 1996 года.

Сейчас «пятьдесят пятые» продолжают использоваться в африканских войнах, а также в Сирии. В самой России они, однако, были выведены из употребления ещё в 90-е годы, и не участвовали даже в чеченских кампаниях. В настоящее время российские машины Т-55 находятся на хранении.

Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами

Что интересно, как такового прямого зарубежного аналога у Т-55 не было. Американский М60 конкурировал уже с Т-62, да и британский «Центурион» после всех модернизаций приблизился именно к более современной советской машине. Возьмём для сопоставления параметров «Центурион» ранней версии и американский М48.

Советский танк Т-55: традиции качества

Итоги Корейской войны наглядно показали, что пехота, артиллерия, авиация и военно-морские силы не могут самостоятельно добиться успеха в военном конфликте. Королем поля боя на суше продолжал оставаться танк. Все наиболее значимые военные операции, как в тактическом, так и в стратегическом плане на тот момент проводились исключительно с использованием танков. Противоборствующие стороны постоянно стремились максимально увеличить количество бронетанковых подразделений, участвующих в боевых столкновениях. Противоборство во время военного конфликта шло не только на поле боя, где стальные монстры сталкивались друг с другом, но и в конструкторских бюро.

Пришедшие на смену легендарной боевой машине Т-34-85, новые советские танки Т-44 и Т-54 стали переходным вариантом. Несмотря на то, что новые танки получили новую башню, вооружение и ряд других конструктивных новшеств, в итоге получились улучшенные версии легендарной «тридцатьчетверки». Если выпуск Т-44 был начат еще в ходе Второй Мировой войны, то танк Т-54 стал уже машиной мирного периода. Советские конструкторы постарались в новой машине учесть весь накопленный опыт прошедших танковых сражений, однако новый танк оказался сырым. Корейская война, полыхающая на Дальнем Востоке, выдвинула к бронетанковой технике новые требования, которые и легли в основу следующей машины.

Читать еще:  Подводная лодка проекта 971 щука-б: технические характеристики (ттх) атомной многоцелевой субмарины, вооружение

В качестве базы для нового танка был выбрана последняя модификация среднего танка Т-54Б. Результатом работ советских конструкторов стало появление Т-55, принципиально нового танка. Новая машина получила очень высокие тактико-технические характеристики, которые обеспечили танку не только самое массовое производство, но и сделали машину долгожителем.

Рождение новой боевой машины Т-55

Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.

Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные. Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.

Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.

Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55

Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.

Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.

Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:

  • мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;
  • увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;
  • для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;
  • машина оборудована противопожарной системой «Роса»;
  • боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;
  • оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.

На боевой машине впервые установили новый тип дымовой аппаратуры. Дымовая завеса создавалась путем впрыскивания топлива в коллектор выхлопных газов.

Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.

На заметку: появление через 5 лет вертолетов, способных бороться с танковыми соединениями на поле боя, сделало танки совершенно беззащитными от ударов с воздуха. Яркий тому пример, война во Вьетнаме, где американские войска активно применяли штурмовые вертолеты.

Важно отметить, что у советского танка была полуавтоматическая система заряжания, самая передовая на тот период. Только у израильских танков «Меркава 2», спустя 10 лет, появилось что-то подобное советской разработке.

Высокие эксплуатационные характеристики и ремонтопригодность танка Т-55 обеспечили высокий спрос на машину. В Советском Союзе производство танков осуществлялось на протяжении 21 года, с 1958 по 1979 год. За этот период было выпущено более 20 тыс. моделей танков Т-55 в различных модификациях.

Советский Союз передал лицензию и техническую документацию на новую технику своим союзникам по Организации Варшавского Договора. Больше всего было выпущено танков в Чехословакии, более 1700 машин. Чуть меньше было выпущено Т-55 в Польше — 1500. В Румынии танк под индексом TR-580 и TR-77 выпускался в течение 7 лет.

Суммарное количество выпущенных Т-55 в различных модификациях составило 23 тыс. машин, которые находились на вооружении армий в 60 странах мира. Если добавить китайскую модификацию советского танка, то общее разработка советских конструкторов стала самой массовой — более 100 тыс. экземпляров.

Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности

Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.

Увеличилась мощность двигателя, повысилась надежность торсионной подвески. Машина имела один из самых лучших ходовых параметров. Удельное давление на грунт составляло всего 0,81 кг/см2. Танк мог сходу преодолевать ров глубиной 2,7 м и стенку, высотой 0,8 м.

На советском танке впервые установили запасные топливные баки-стеллажи в носовой части бронированного корпуса. В ходе проведения полигонных испытаний такое новшество доказало свое право на жизнь. Топливные баки, заполненные дизельным топливом, играли роль дополнительной противокумулятивной защиты.

Если с двигательной установкой и ходовой частью Нижнетагильские танкостроители справились на отлично, то над вооружением бронированной машины пришлось поработать. Как и в предыдущей модели, в танке Т-54Б, на новой машине установили стабилизаторы ствола в горизонтальной плоскости. Требовалось увеличить боекомплект танковой пушки за счет увеличения количества кумулятивных бронебойных снарядов. Танковая 100-мм пушка Д-10Т2С на тот момент считалась одной из самых мощных. С расстояния 1000 м подкалиберный снаряд, выпущенный их этого оружия, свободно пробивал броню толщиной 275 мм.

В танке применили новую систему защиты экипажа на случай применения оружия массового поражения. Коллективная защита предполагала полную герметизацию боевого отделения танка. Системы жизнеобеспечения машины обеспечивали систему фильтрации и вентиляции. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в сложившихся условиях.

Модернизация танка Т-55

Появление нового советского танка на долгие годы определило пути развития не только отечественного танкостроения, но и оказало влияние на строительство танков за рубежом. Машина получилась с огромным технологическим ресурсом, который позволял осуществлять уже в процессе серийного выпуска безболезненные модернизации изделия. Наиболее успешная модернизация танка Т-55 была произведена в 1983 году. Свет увидела новая машина Т-55 АМ. За счет незначительных капиталовложений на танке удалось существенно увеличить стойкость броневой защиты, сохранив при этом основную подвижность машины на прежнем уровне. Модернизированный танк получил новый дизельный двигатель В-46-5МСВ, мощность которого была выше прежней двигательной установки на 100 л.с.

Основная цель, которую преследовала модернизация танков Т-55, стало приведение серийных изделий в соответствие с новыми стандартами. На машину устанавливалось новое оборудование, благодаря которому повышались огневые характеристики танка, улучшалась система управления боевой машиной. Основные изменения в конструкции были внесены уже по результатам боевого применения танков в Афганистане, где танковые части входили в составе ограниченного контингента Советских войск в ДРА.

Танк получил дополнительно новый уровень защиты, который была рассчитан с учетом боевого противостояния бронированной техники с противотанковыми средствами.

Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.

Форум военной истории и масштабного моделизма

Танк-долгожитель Т-55 – история, матчасть, модификации.

Модератор: Doctor Web

#1 Танк-долгожитель Т-55 – история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 25 авг 2014, 22:45

Танк Т-55 – пожалуй, самый известный из всех советских послевоенных танков. Этой машине довелось поучаствовать в различных военных конфликтах по всему земному шару и, хотя танк давно морально и технически устарел, он все ещё продолжает состоять на вооружении многих армий и вооруженных формирований. С момента создания Т-55 прошло уже более 50 лет, а он по-прежнему продолжает воевать и служить верой и правдой своим хозяевам – кем бы они ни были.
Именно этой знаковой машине и посвящается данный топик.

В ходе целого ряда ядерных испытаний выяснилось, что, хотя сам танк Т-54 и мог выдержать мощное воздействие ударной волны, он не обеспечивал защиту собственного экипажа — машина не была герметичной, и давление внутри нее во фронте ударной волны поднималось практически до той же величины, что и снаружи. В довольно обширной зоне радиусом до 400 м от эпицентра подрыва “маломощного” тактического заряда в 3 Кт (эквивалент 3 тысячам тонн обычной взрывчатки) танки полностью или частично уничтожались. На больших дистанциях они оставались исправными, пригодными для выполнения боевой задачи, однако подопытные животные, размещенные на сиденьях экипажа, погибали от воздействия ударной волны на дистанции до 1 000 м, если мощность атомного заряда достигала “верхних” пределов в 15 Кт. В следующей зоне удаления экипажи (конечно, также различные подопытные животные) уже могли выжить.
Правда, после прохода ударной волны “экипаж” зачастую погибал спустя несколько часов или дней от лучевой болезни, развивавшейся в результате радиоактивного облучения. Многое зависело как от расстояния, так и от того, на месте какого члена экипажа находился “подопытный кролик”: из-за различия в толщине брони различных участков корпуса и башни внутрь проникали разные дозы радиации.
Опытно-конструкторские работы по теме противоатомной защиты танков поручили КБ-60М Харьковского завода №75 (позднее — Харьковское КБ по машиностроению и завод им. Малышева) в 1955 году. Этот выбор объяснялся тем, что здесь уже имелся определенный опыт в данной области — изготовлено несколько машин, предназначенных для изучения последствий ядерного взрыва, базой для которых послужил танк Т-54. Для предотвращения заражения экипажа были
сделаны специальные герметизированные рубки, в которых создавалось избыточное давление, препятствующее проникновению внутрь радиоактивной пыли.
Технический проект противоатомной защиты (ПАЗ) разрабатывался применительно к танку Т-54А с 1955 года и был утвержден в июле 1956 года. В 1957 году опытный Т-54А, оборудованный системой ПАЗ, проходил межведомственные испытания. Надежность системы проверялась в экстремальных условиях, она должна была срабатывать при низких и высоких температурах, высокой степени запыленности. По результатам испытаний в начале 1958 года систему доработали, после чего техническую документацию на ПАЗ передали в Нижний Тагил на завод №183 (Уральский вагоностроительный завод) для внедрения в серию.
Однако сложность состояла в том, что к этому времени здесь в производство уже была запущена очередная модификация “пятьдесятчетверки” — Т-54Б, имевшая конструктивные отличия от Т-54А. Поэтому заводу предстояло внести довольно значительные изменения как в конструкцию Т-54Б, так и соответствующим образом доработать конструкторскую документацию к ПАЗ.
Оказалось, например, что даже на значительном удалении от эпицентра ядерного взрыва, куда ударная волна доходила уже весьма ослабленной, башню танка, застопоренную по-походному, все же разворачивало, выламывая при этом зубья погона. Естественно, что такая машина хотя и могла передвигаться, но вести огонь была не в состоянии и, как следствие, теряла свою боеспособность. Главное бронетанковое управление Минобороны СССР (ГБТУ) еще в середине 1953 года выдало ОКБ-520 (позднее Уральское КБ транспортного машиностроения) завода №183 задание на доработку стопора башни Т-54.
И уже к октябрю 1954 года танк с новым рычажно-клиновым стопором башни успешно прошел испытания на полигоне, а вскоре был начат его серийный выпуск.
Руководство ОКБ-520 и завода №183 вышло с предложением вносить изменения, связанные с установкой ПАЗ, комплексно, вместе с другими усовершенствованиями, призванными повысить тактико-технические характеристики Т-54. В итоге, в производство была запущена новая машина, получившая заводской индекс “объект 155” и принятая на вооружение как Т-55. Таким образом, танк Т-55 стал результатом синтеза двух опытно-конструкторских разработок—системы противоатомной защиты, созданной на харьковском заводе №75, и работ ОКБ-520 по модернизации “пятьдесятчетверки”.
Леонид Николаевич Карцев, в то время начальник ОКБ-520, так вспоминает о создании Т-55: “Оперативность работы Уралвагонзавода и его КБ. породила в танковых кругах слухи о том, что в Нижнем Тагиле все новое внедряется в производство в короткие сроки. К нам стали поступать предложения по совершенствованию танка, по внедрению в него новых систем и оборудования. Да и у нас самих имелись огромные возможности для модернизации. Вскоре у нас образовался солидный задел для внедрения в серийное производство. Зрела мысль ввести все новшества одновременно. В октябре 1955 года на завод приехал A.M. Сыч (в то время – начальник Управления производства и заказов ГБТУ) и я ему и И.В. Окуневу (директор УВЗ) сказал об этом. Александр Максимович идею одобрил, а Иван Васильевич издал приказ по заводу о проведении этих работ”.
Судя по тому, что здесь упоминается 1955 год, когда харьковские конструкторы еще только приступали к разработке ПАЗ, Л.Н. Карцев под “солидным заделом для внедрения” имеет в виду опытный танк Т-54М, который был построен в ноябре 1954 года и в тот период проходил испытания. На нем за счет установки специальных баков-стеллажей удалось увеличить боекомплект орудийных снарядов до 50 (18 — в баке-стеллаже) и в то же время повысить запас дизельного топлива в забронированном объеме танка до 695 л. Мощность двигателя составляла 580 л.с. Для облегчения танка толщину кормовых листов корпуса уменьшили, а большую плавность хода обеспечивал увеличенный на 22 мм динамический ход катков. Вместо зенитного пулемета ДШК на башне установили более мощный 14,5-мм пулемет КПВТ.
Машина оснащалась прибором ночного видения ТВН-1. Однако Т-54М так и остался опытным образцом.
Что касается новшеств, внесенных при создании Т-55, то они подробно перечислены в воспоминаниях Л.Н. Карцева:
“Повышена мощность двигателя с 520 до 580 л.с., применены топливные баки с вваренными в них профильными трубами для укладки выстрелов под названием “баки-стеллажи”, которые позволили значительно увеличить запас возимого топлива и возимый комплект выстрелов, установлена система противоатомной защиты (ПАЗ), защищающая экипаж и внутреннее оборудование от ударной волны и радиоактивной пыли при взрыве атомной бомбы и прохождении танка по зараженной местности; смонтирована термическая дымовая аппаратура (ТДА), создающая дымовую завесу за счет впрыскивания топлива в выхлопной коллектор двигателя (бла­годаря этой системе вместо дымовых шашек стало возможным установить дополнительные бочки с топливом по 200 литров каждая); использована унифицированная автоматическая система противопожарного оборудования (УА ППО); в воздушной системе установлен высокопроизводительный компрессор, что позволило избавиться от необходимости замены отработанных баллонов на заряженные и повысило надежность запуска двигателя, особенно в зимних условиях. Основным способом запуска двигателя стал воздушный, что позволило увеличить ресурс работы аккумуляторных батарей. Таких систем и оборудования в то время ни на одном танке в мире не было”.
Итак, “объект 155” получил систему противоатомной защиты, которая в случае ядерного взрыва регистрировала поток гамма-излучения и выдавала сигнал на исполнительные органы, обеспечивающие герметизацию корпуса и башни, обесточивание основных цепей питания и остановку двигателя. Включалась фильтровентиляционная установка, подававшая внутрь танка очищенный воздух под избыточным давлением, что препятствовало проникновению в машину радиоактивной пыли. В этих же целях на танке были улучшены все уплотнительные соединения и ликвидирован вытяжной вентилятор (ранее предназначавшийся для снижения загазованности боевого отделения), расположенный у Т-54 на крыше башни перед люком заряжающего. Отсутствие колпака вентилятора стало одним из внешних признаков, по которому Т-55 легко отличить от всех других модификаций Т-54. Соответственно в систему электрооборудования были включены двигатель нагнетателя и цепь исполнительных пиропатронов защитных устройств ПАЗ.
– щель воздухозаборника нагнетателя системы ПАЗ.
Устанавливаемый на машину форсированный дизельный двигатель В-55 развивал мощность 580 л.с., он получил обогреваемый картер, гидромуфту привода генератора, муфту привода топливного насоса “зима — лето” и центробежный маслоочиститель тонкой очистки МЦ-1, введенный в дополнение к масляному фильтру МАФ. Его ресурс увеличился до 350 моточасов.
В-55 имел трехступенчатый двухцилиндровый воздушный компрессор АК-150С (рабочее давление 150 кг/см2), что позволяло экипажу самостоятельно заправлять два “бортовых” пятилитровых воздушных баллона – в результате отпала необходимость снимать их с танка и обслуживать на стационарных установках, а это, в свою очередь, дало возможность сделать пневмосистему основной системой запуска двигателя танка — запуск с помощью электростартера стал вспомогательным. Правда, компрессор АК-150С был позаимствован в авиапромышленности, где он создавался для самолетов. На танке же этому агрегату пришлось работать в условиях повышенной запыленности, при высокой температуре, тряске и т.п., поэтому в первое время с его надежностью возникали проблемы.
Для облегчения доступа к двигателю и его системам, а также более удобного монтажа ОПВТ пришлось перепроектировать крышу моторно-трансмиссионного отделения (МТО), на которую поставили люки измененной формы.
В силовую передачу Т-55 ввели двухрядные комбинированные бортовые редукторы, один ряд у которых был планетарным.
Броневая защита претерпела незначительные изменения за счет некоторого уменьшения толщины верхнего и нижнего листов кормы корпуса и крыши МТО.
Удачным компоновочным решением стала установка в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, испытанных на экспериментальном танке Т-54М. В них одновременно размещалось 18 выстрелов к пушке и 300 л дизельного топлива. Благодаря этому суммарная емкость топливных баков в забронированном объеме увеличилась до 680 л и почти на треть вырос запас хода танка.
– бак-стеллаж с боеукладкой орудийных выстрелов танка Т-55.
За счет стеллажной укладки 10-ти снарядов у перегородки силового отделения конструкторам удалось довести боекомплект пушки Д-10Т2С с 34 до 43 выстрелов. Пространство высвободилось благодаря ликвидации располагавшегося в этом месте на Т-54 среднего топливного бака емкостью 315 л — теперь это топливо находилось в баке-стеллаже. На Т-55 сохранили только небольшой 60-литровый топливный бак у правого борта.
На Т-55 отказались от зенитных пулеметов ДШКМ, малоэффективных в борьбе с низколетящими реактивными самолетами, а боевые вертолеты — другой грозный противник танков — в ту пору находились еще в стадии разработки. В связи с этим была изменена и конструкция люка заряжающего. Вместо небольшой “башенки” с вращающейся пулеметной турелью на башне поставили обычный круглый люк с крышкой, откидывающейся вперед.
Прибор наблюдения командира ТПКУ заменили более совершенным прибором ТПКУБ, а позже — ТПКУ-2Б. На ранних модификациях Т-54 наводчик имел перископический прибор наблюдения МК-4, позже на его месте установили ночной прицел ТПН-1, теперь же его заменили призменным прибором наблюдения ТНП-165. Смотровые приборы механика-водителя, как наиболее подверженные загрязнению, получили систему гидропневмоочистки: для стекол от грязи — жидкостью, а от пыли и снега — сжатым воздухом. Управление системой велось с помощью специального электрического тумблера и крана.
Танк Т-55 получил унифицированную автоматическую (допускалось срабатывание и в ручном режиме) противопожарную систему “Роса” трехкратного действия с огнетушащим составом “3,5”, пары которого при пожаре заполняли все свободное пространство того отделения танка, где возник очаг возгорания. Состав “3,5” представлял собой смесь, состоящую из бромистого этила, углекислоты и сжатого воздуха и являлся более эффективным средством пожаротушения, чем применявшаяся ранее на Т-54 обычная углекислота.
Для постановки дымовых завес вместо традиционно применявшихся ранее дымовых шашек БДШ-5 (две таких шашки крепились на корме корпуса) на Т-55 смонтировали новую термодымовую аппаратуру многократного действия (ТДА). Ее разработка началась весной 1955 года на заводе №75 в Харькове. В течение следующего года опытный образец устройства проходил испытания, а в 1957 году готовая документация была передана для серийного производства.
Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 700 м и глубиной до 5 м.
Постановлением Совета Министров СССР №493-230 от 8 мая 1958 года и приказом Министра обороны СССР от 24 мая того же года танк Т-55 приняли на вооружение. Его серийное производство на заводе №183 в Нижнем Тагиле началось уже в июне. Несколько позднее к выпуску машины подключились харьковский завод №75 и омский №134. Благодаря преемственности конструкции танки Т-55 поставили на поток без остановок сборочных конвейеров и выпускали их в тех же количествах, что и предшественники.
– компоновочная схема танка Т-55.

Читать еще:  «Черная дыра» российского флота


Чтобы достичь мастерства в чем-либо – надо заниматься этим каждый день.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: