1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото: 122-мм гаубица Д-30

Советская гаубица Д-30 калибра 122 мм

Изучая трофейные немецкие орудия, конструкторы под руководством Ф.Петрова разработали новую схему компоновки артиллерийского орудия – две раздвижные лафетные станины заменили на три лафетные станины, ходовую часть выполнили на верхнем станке. Несущая станина неподвижного исполнения, две других раздвижные с углом разноса 120 градусов в боевом положении. Для установки орудия в боевое положение винтовым домкратом верхний станок с гаубицей опускают на нижний станок, колеса орудия при этом приподнимаются над грунтом. Время необходимое для приведения орудия в боевое положение 100-150 секунд. Основная особенность, которую приобрела гаубица – возможность осуществления кругового обстрела без каких либо дополнительных перемещений орудия. Гаубица имеет небольшую высоту линии огня, которая дает возможность использовать данные орудия в противотанковой обороне, в подавлении различных огневых точек противника и в разрушении хорошо укрепленных полевых сооружений противника. Гаубица разработана свердловским ОКБ-9 артзавода имени М.Калинина и предназначалась для замены на вооружении гаубицы М-30.

Основное назначение:
— уничтожение лично состава противника на открытой местности и находящегося в полевых фортификационных сооружениях;
— подавления огня полевых огневых точек противника;
— разрушения хорошо укрепленных полевых сооружений противника, типа ДЗОТ;
— обеспечение прохода своим пехотным подразделениям в заграждениях противника, типа минное поле или проволочное заграждение;
— противодействие наземной боевой техники противника.

Устройство и состав гаубичного орудия Д-30
Гаубица состоит из следующих основных частей:
— ствол;
— противооткатные устройства;
— лафет;
— прицельные приспособления.

Ствол
Ствол состоит из собственно трубы, 2-х щелевого дульного тормоза, креплений-захватов, затвора и казенника с длиной ствола 38 калибров. Заряжание боеприпасов в ствол орудия – раздельно-гильзовое ручного типа.

Противооткатные устройства
Противооткатные приспособление гаубицы состоят из тормоза и накатника.

Лафет
Лафет выполнен из верхнего и нижнего станков, люльки, механизма уравновешивания, приводов для вертикально-горизонтальной наводки, механизмов подрессоривания, колес и креплений гаубицы в походное положение. Круговая стрельба ограничена углами возвышения до 18 градусов, до 70 градусов стрельба ограничена сектором расположения станин. Подрессоривание рычагов – торсионное, при попадании колес в яму или на препятствие, колесные рычаги проворачиваются и закручивают торсионы. Из-за применения в торсионах упругой стали, они как пружины начинают обратно раскручиваться и возвращать рычаги в заводское положение.

Прицельные приспособления
Устройства прицеливания — телескопический и панорамный прицелы.

Качающаяся часть гаубицы:
— ствол;
— противооткатные устройства;
— люлька;
— прицельные приспособления.

Вращающаяся часть гаубицы:
— качающаяся часть;
— колесный ход;
— верхний станок;
— боевой щит;
— механизм уравновешивания;
— приводы наводки.

Неподвижная часть гаубицы:
— нижний станок;
— три станины;
— гидродомкрат.

Полуавтоматический клиновой затвор обеспечил высокую для такого калибра скорострельность – 8 выстр/мин, а компоновка ствола, где откатный тормоз и накатник располагаются сверху, помогла уменьшить линию огня орудия до 900 мм. Все это позволило уменьшить высоту гаубицы и увеличить маскировочные характеристики в боевых условиях.

Для ведения огня в гаубице Д-30 использовали осколочно-фугасные боеприпасы с повышенной мощностью 3ОФ56. Использовали боеприпасы и других типов:
— противотанковые кумулятивные;
— дымовые;
— специальные химические;
— осколочные;
— бронебойно-кумулятивные (очень редко);
— осветительные;
— агитационные.

Кроме того, в дальнейшем были разработаны спецбоеприпасы с увеличенной дальностью поражения, активно-реактивного типа. Некоторые из них были произведены за рубежом, куда поставлялись гаубицы из Советского Союза. Дальность стрельбы активно-реактивными боеприпасами составила более 21 километра.

Транспортировка гаубицы
Вследствие необычной конструкции орудия, транспортировка гаубицы так же выполнена немного необычно. Станины соединяются между собой и подвешиваются к стволу орудия. Сама гаубица транспортируется за счет шкворневого устройства, которое выполнено на дульной части ствола. Применяемые механизмы в колесном ходу гаубицы позволили транспортировать ее с довольно высокой скоростью – до 80 км/ч (оборудованные дороги). Для транспортировки по заснеженным дорогам, гаубица оборудуется лыжной установкой, правда ведение огня с нее становиться невозможным. Малые габаритно-весовые характеристики дали возможность применять гаубицу в десантно-воздушных подразделениях или проводить десантирование с самолета для обеспечения войск.

Данная гаубица получила широкое распространение не только в Армии Советского Союза, но и в станах Варшавского Договора и станах-союзниках. Гаубицу создавали в СССР и по лицензии в ряде других государствах. И хотя на сегодня ее производство прекращено, ее всегда ценили в войсках за простоту, надежность, огневую возможность и мобильность. Есть на вооружении – России, Венгрии, Вьетнама, Ливана, Китая, Монголии, Румынии,Украины и Афганистана. Возможно, есть на вооружении Польши, Ирака, Чехии и Словакии.

Боевое применение
Одно из самых известных применений гаубицы в боевых действиях – Афганистан (1979-89 года). Применялась в ирано-иракских военных конфликтах и в чеченских компаниях.

Модификации гаубицы:
— Д-30 – первая советская базовая гаубица;
— Д-30А – модернизированная советская серийная гаубица;
— Д-30Ю — югославская модификация советской гаубицы. Дальность ведения огня – 17.5 километров;
— гаубица «Саддам» — иракская модификация советской гаубицы;

— Type 86 – китайская модификация советской гаубицы.

Самоходные уртустановки с Д-30:
— САУ 2С1 «Гвоздика» — советский вариант использования мобильного шасси с гаубицой Д-30;
— САУ 2С2 «Фиалка» — советская самоходная гаубица на базе БМД-1;
— Т34/122 – сирийский вариант конвертирования танка Т-34-85 и установки на него гаубицы 122 мм калибра;
— Т-34/122 – египетский вариант самоходной гаубицы на базе Т-34-85. Отличается от сирийского варианта установкой бронелистов с возможностью откидывания на петлях. Вес машины получился чуть больше, однако на скорость и проходимость шасси от танка Т-34-85 это практически не повлияло;

— САУ SP-122 – опытный образец самоходной гаубицы. Создан для сухопутных войск Египта американской и английской фирмами компанией «Bowen-McLaughlin-York» и «Royal Ordnance». Шасси САУ взяли от американской САУ М-109. Серийно не выпускались;
— Type 85 – китайский вариант самоходной гаубицы. Шасси бронированный транспортер Type 531, орудие – аналог советской гаубицы Д-30;
— Т-34/122 – кубинский вариант самоходной гаубицы.

Основные характеристики:
— длина – 5.4 метра;
— ширина – 1.95 метра;
— длина ствола – 4.8 метра;
— вес – 3.1 тонны;
— дальность мин/макс – 4/15.4 километра;
— вес основного боеприпаса – 21.7 килограмма;
— скорострельность – 8 выст/мин;
— скорость полета боеприпаса – 690 м/с;
— вертикальные углы мин/макс — -7/70 градусов;
— горизонтальные углы – 360 градусов;
— расчет орудия – 7 человек.

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М-1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне — ОАО «Завод №9»). Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.

Читать еще:  ЗИФ-31:спаренная 57-мм артиллерийская установка. Детальные фото.


122-мм гаубица Д-30А (публикация — 2012 г., фото — О.Балашов, http://www.mil.ru).


122-мм гаубица Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

Конструкция — лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы — стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.

Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.

Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) — Урал-4320.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.


Дульный тормоз и прицел 122-мм гаубицы Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

Боеприпасы:
— осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

— активно-реактивный снаряд (АРС).

— осколочный снаряд (ОС) — основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы М-30).
Масса — 21.76 кг

— бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы М-30).
Бронепробиваемость — 200 мм на дальности 630 м

— дымовой снаряд (ДС).

— осветительный снаряд (ОСС).

— агитационный снаряд (АГС).

— специальный химический снаряд — по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.

Модификации:
— Д-30 — базовая модель гаубицы.

— Д-30А / 2А18М — модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. — в производстве (источник).

— Д-30А-1 / 2А18М-1 — вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем (источник).

— САУ 2С1 — самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30.

Статус: СССР / Россия
— 1979-1989 г.г. — гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.

— 2013 г. — состоит на вооружении ВС России.

Экспорт: всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.

Венгрия — была и возможно есть на вооружении.

Вьетнам — была и возможно есть на вооружении.

ГДР — была на вооружении.

Египет — гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.

Ирак — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.

Китай — гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ 122-мм Тип 85.

КНДР — гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее).
— 2013 г. 27 июля — на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 (источник).

Ливан:
— 1992 г. — есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;

Монголия — была и возможно есть на вооружении.

Польша — была и возможно есть на вооружении.

Румыния — была и возможно есть на вооружении.

Сирия:
— 1970-1980-е годы — первые поставки
— 2015 г. — есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.

Судан:
— 2013 г. февраль — на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект — 45 выстрелов, расчет — пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна (источник).

Чехословакия — была и возможно есть на вооружении.

Эстония — гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.
— 2014 г. — Д-30 есть на вооружении.

Югославия — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.

Минобороны РФ отказалось от 122-мм гаубиц Д-30

Министерство обороны России решило списать 122-миллиметровые буксируемые гаубицы Д-30, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Артиллерийские орудия заменят на более мощные буксируемые гаубицы «Мста-Б» и самоходные установки «Акация» калибра 152 мм. Впрочем, легкие гаубицы Д-30 оставят на вооружении Воздушно-десантных войск и отдельной десантно-штурмовой бригады Южного военного округа.

Гаубица Д-30 в Дагестане во время второй чеченской кампании

Разработку новой 122-миллиметровой гаубицы в СССР начали вскоре после окончания Второй мировой войны для замены успешной М-30, спроектированной еще в 1938 году инженером Федором Петровым. Создание Д-30 также поручили Петрову и возглавляемому им свердловскому конструкторскому бюро ОКБ-9, и этот выбор не был случайным: созданные инженером пушки и гаубицы (включая М-30) сыграли важнейшую роль в годы войны. Кроме того, Петров участвовал в разработке самоходных артиллерийских установок разных калибров, а также танковых пушек калибра 85, 100 и 122 миллиметра.

Буксируемая гаубица Д-30 (2А18) предназначена для поражения живой силы противника (расположенной как открыто, так и в укрытиях), а также огневых средств, командных пунктов, вооружения и военной техники.

Гаубица Д-30 стреляет снарядами раздельного заряжания, включая осколочно-фугасные, противотанковые (бронебойность до 460 мм), дымовые, химические, осветительные и реактивные. Расчет гаубицы Д-30 — шесть человек.

При длине ствола в 4,87 метра гаубица Д-30 может придавать снарядам начальную скорость до 740 м/с. Скорострельность орудия достигает 8 выст/минуту.
Из походного положения в боевое гаубица способна перейти всего за полторы-две минуты. Зимой вместо колес Д-30 может комплектоваться лыжами.

На вооружение ВС СССР гаубица Д-30 встала в начале 1960-х годов. Тогда же началось ее серийное производство. По сравнению с М-30 дальность стрельбы Д-30 увеличилась в полтора раза: с 10-11 км (в зависимости от типа снаряда) до почти 16 км. Реактивными снарядами Д-30 могла стрелять на расстояние до 22 км. Кроме того, гаубица имела полный угол горизонтального обстрела (360 градусов) против 49 градусов у М-30 и, в отличие от своей предшественницы, оснащалась дульным тормозом.

Для буксировки гаубицы Д-30 приспособили грузовики ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и Урал-375Д, а также гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Благодаря относительно небольшой массе (около 3,2 тонны) гаубицу можно перевозить даже на внешней подвеске вертолета и десантировать с парашютом. В 1970-е годы в СССР на основе Д-30 решили разработать самоходную артиллерийскую установку. Она получила обозначение 2С1 «Гвоздика» и базировалась на шасси МТ-ЛБ.

Гаубица Д-30, установленная в Москве на пересечении улиц Плещеева и Лескова в память о войне в Афганистане

Сейчас гаубица Д-30 стоит на вооружении более чем 30 государств, включая страны СНГ, Индию, Пакистан, Иран, Китай и Израиль. В нескольких странах, в том числе, например, в Югославии, ее выпускали по лицензии. Иракская версия Д-30 получила название «Саддам». В Египте и Сирии Д-30 смонтировали на шасси от танка Т-34.

Читать еще:  Пушка 21-КМ. Детальные

Гаубица Д-30 прошла большинство современных вооруженных конфликтов и активно использовалась советскими артиллеристами в Афганистане. В 1990-е годы гаубицы бросили на борьбу с чеченскими боевиками. В 2000-х остатки советских Д-30 использовались Национальной армией Афганистана в силовых операциях против талибов.

На вооружении России, по данным открытых источников, сейчас числится около 5000 гаубиц Д-30. Из них подавляющее большинство — на балансе Сухопутных войск. Впрочем, как отмечает газета «Известия», исправных орудий в войсках осталось немного, тем более что в начале 1990-х гаубицы Д-30 выпускать перестали. Списать устаревшие гаубицы предлагалось еще в начале 2000-х годов, однако всерьез избавиться от них до сих пор не решались. В июне 2009 года историческую важность Д-30 для Вооруженных сил решили подчеркнуть, передав две гаубицы (1968 и 1978 годов выпуска) в распоряжение Санкт-Петербурга для проведения церемониального полуденного выстрела.

Полуденный выстрел из гаубицы Д-30 в Санкт-Петербурге

Как пишут «Известия» со ссылкой на Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) Минобороны, глава военного ведомства Сергей Шойгу распорядился до конца 2013 года передать все гаубицы Д-30 из состава Сухопутных войск на базы хранения. Как пояснил изданию представитель Минобороны, гаубицы сильно изношены и требуют капитального ремонта. «Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 миллиметра», — заверил собеседник издания.

К тому же 122-миллиметровые гаубицы существенно уступают в могуществе артиллерийским орудиям с диаметром ствола 152 мм. Как отмечают артиллеристы, последним достаточно всего одного выстрела, чтобы уничтожить долговременное укрепление или дом, а Д-30 требуется для этого несколько залпов. Большинство зарубежных армий, включая США, Великобританию и Индию, уже давно перешли на гаубицы калибра 155 мм.

Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм предназначена для поражения артиллерийских средств противника, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, а также поражения живой силы, вооружения и техники. Расчет орудия — 8 человек.

«Мста-Б» буксируется гусеничным тягачом МТ-ЛБ или грузовиком УРАЛ-4320. Гаубица рассчитана на боезапас в 60 снарядов, масса каждого — 43,5 кг. Скорострельность орудия — до 8 выст/минуту. Дальность стрельбы — до 30 км.

В то же время гаубица Д-30 существенно превосходит своих более крупнокалиберных собратьев по кучности стрельбы и больше подходят для прицельного огня. Кроме того, предложенные на замену Д-30 гаубицы «Мста-Б» весят 7 тонн, это затрудняет их перевозку на внешней подвеске вертолетов и десантирование с парашютом. Большую массу имеют и сами снаряды калибра 152 мм, что тоже не упрощает транспортировку.

Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм

«Снаряды калибра 122 мм, конечно, слабее 152-мм снарядов, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре грузовика 152-миллиметровых. Лучше, конечно, выбрать первое», — рассказал эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко. По его словам, гаубицы Д-30 еще пригодятся Воздушно-десантным войскам, а мотострелковым бригадам они не нужны.

Самоходная артиллерийская установка «Акация» калибра 152 мм

Отказ Минобороны от гаубиц Д-30 не стал неожиданностью, скорее наоборот. В СССР, а затем и в России предпочтение в большинстве случаев отдавалось самоходным артиллерийским установкам ввиду их большей мобильности. К тому же военное ведомство в последнее время все менее охотно берется за реанимацию старого вооружения и техники — уж очень это затратно.

По той же причине, вероятно, военные откажутся от модернизации танков Т-72 и начнут покупать новые танки Т-90. С другой стороны, предложенные для замены Д-30 гаубицы «Мста-Б» и «Акация» новыми тоже не назовешь — первая стоит на вооружении уже четверть века, а вторая — больше 40 лет.

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики

Гаубица – артиллерийское орудие, которое предназначено для навесной стрельбы. Целью могут быть скопления живой силы противника, расположенные за искусственными или же естественными преградами.

Нужно сказать, что навесная стрельба может быть использована для разрушения бункеров, надолбов, блиндажей и прочих типов укреплений противника. За счет высокой массы и могущества данный тип вооружения весьма эффективен даже в горной местности. Как правило, стрельба из гаубиц ведется исключительно с закрытых позиций, так как для их перебазирования требуется значительное время.

Сегодня нами будет описана знаменитая гаубица Д-30, которая поступила на вооружение советской армии в самом начале 60-х годов прошлого века.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Таблица

Название характеристики

Значение показателя

Читать еще:  Детальные фото ЗПУ-4-14,45мм КПВ

Начальная скорость снаряда

Максимальный угол подъема ствола (возвышения)

Угол вращения в горизонтальной плоскости

Не менее восьми выстрелов в минуту

Максимальная дальность поражения цели

Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда

Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.

Конструкция

Особенно интересен лафет, имеющий довольно любопытную и оригинальную конструкцию. Дело в том, что у большинства орудий такого класса есть две станины, в то время как 122-мм гаубица Д-30 имеет сразу три. В разложенном состоянии они образуют прекрасную площадку, на которой орудие может легко поворачиваться силами всего трех-четырех человек и вести обстрел целей на все 360 градусов. Разумеется, столь передовая конструкция лафета предопределила и способ перевозки орудия. В отличие от всех прочих, 122-мм гаубица Д-30 буксируется стволом вперед. Специально для буксировки прямо на стволе предусмотрены крепежные устройства. Речь идет о шкворневых балках.

Перемещение

Именно балками орудие зацепляется за фаркоп тягача для его последующей транспортировки. К слову говоря, в качестве тяги могут быть использованы как колесные, так и гусеничные транспортные средства. Эксплуатационные предписания гласят, что по хорошим дорогам орудие может транспортироваться со скоростью до 80 км/ч, что является одной из отличительных черт Д-30. Гаубица, фото которой неоднократно встречается в статье, приводится в боевое положение поднятием колес выше уровня земли.

Для этого боевому расчету требуется развести две направляющие станины под углом 120 градусов. Следует учесть, что в этот момент орудие должно быть поднято посредством использования специального домкрата. Затем третья станина также отводится в сторону, и гаубицу плавно опускают на землю.

Чтобы обеспечить неподвижность орудия на не слишком устойчивой поверхности, используются специальные сошники из закаленной стали, которые забиваются в грунт через проушины в станинах. Следует учесть, что срок перевода из походного положения в боевое и наоборот составляет всего лишь две-три минуты.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство. Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие. В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Об устройстве противооткатного механизма

Нередко можно услышать вопрос о том, что за странный нарост находится прямо на стволе гаубицы, перед щитком. Это противооткатное устройство, которое значительно облегчает боевую эксплуатацию пушки, чья масса составляет 3,2 тонны. Оно прикрыто защитным кожухом, конструктивно состоит из двух металлических цилиндров. Первый из них – гидравлический тормоз, который замедляет момент отката, второй – гидропневматический накатник.

Как можно понять из названия сего механизма, сразу после выстрела он возвращает ствол в исходное положение. Этот механизм не только обеспечивает устойчивость орудия при стрельбе, но и в значительной степени продляет срок службы всего лафета, на который в результате приходится намного меньшая механическая нагрузка.

Нормальное движение в накатнике – от 46 до 48 атмосфер. Чтобы было яснее, можно привести пример с шинами обычного легкового автомобиля, в которых аналогичный показатель – всего две атмосферы. Что же касается гидравлики, то в качестве ее рабочей жидкости используется СТИОЛ-М. Следует учесть, что вещество это предельно ядовито, что требует аккуратности при обслуживании механизма.

Дульный тормоз

Если вы посмотрите на любое фото в статье, то сразу заметите элемент, которым оснащена пушка. Гаубица Д-30 имеет щелевидный дульный тормоз. Он позволил снизить силу отдачи приблизительно в два раза. Дульный тормоз — съемный, в случае необходимости его демонтаж выполняется силами расчета за довольно короткое время. К слову говоря, на территории Петропавловской крепости установлены гаубицы без этих устройств. Из них в 12 часов пополудни ежедневно производится холостой выстрел.

Стрельба, характеристики выстрелов

Сама стрельба осуществляется или посредством нажатия непосредственно на рычаг спускового механизма, или же при помощи троса, который за это устройство зацепляется.

В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжания. Перед произведением залпа в ствол досылается снаряд. После него туда же отправляется метательный заряд в отдельной гильзе. Варьируя пороховую навеску, можно гибко изменять требуемую дальность стрельбы. Как мы уже отмечали, основным снарядом в боекомплекте является осколочно-фугасный выстрел.

Чтобы максимально эффективно действовать против скоплений живой силы противника, его устанавливают на осколочное действие. Сделать это просто: с взрывателя, который находится на самом конце снаряда, скручивается защитный колпачок. Если этого не сделать, то снаряд перед взрывом немного углубится в землю. Это особенно полезно в тех случаях, когда требуется разрушить укрепленные объекты противника или уничтожить окопавшуюся на местности пехоту.

Кроме того, существуют осветительные, дымовые, агитационные и прочие типы выстрелов. Что касается агитационных снарядов, то в их боевой части находится не взрывчатое вещество, а пачка листовок. Такой взрыв происходит в воздухе, и целый дождь листовок обрушивается на позиции врага.

Прицелы

Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой. Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров. Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).

Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.

Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу. Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов. В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику.

Войска ВДВ

Следует знать, что гаубица Д-30, ТТХ которой были рассмотрены нами в статье, была использована при создании самоходной САУ «Гвоздика». Орудие получило несколько видоизмененный, несъёмный дульный тормоз. До сих пор старая гаубица состоит на вооружении армий более чем 50 стран мира. Она использовалась практически во всех крупных военных конфликтах последних лет. Отметилось это орудие в Афганистане, Ираке, Сирии и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector