13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИЛ 38: назначение и характеристики противолодочного самолета военной авиации, общее описание и ТТХ, шасси, крылья и фузеляж

Противолодочный самолет Ил-38 — обзор и летно-технические характеристики

Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18. Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2020 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка:
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2

Модификации Ил-38

За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

  • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
  • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
  • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России.

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Заключение

В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками

Окончание Второй мировой войны не принесло мира и покоя человечеству. Потребовалось буквально несколько лет, чтобы бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали заклятыми врагами, начав масштабное противостояние, известное сегодня как Холодная война. На протяжении десятилетий США и Советский Союз соревновались друг с другом в создании смертоносных средств уничтожения. Бескомпромиссная борьба шла на земле, в воздухе, на море и даже под его поверхностью…

Читать еще:  MDP-9: пистолет-пулемёт на основе AR-15

В 50-е — 60-е годы натовские подводные ракетоносцы без опаски несли боевое дежурство в Средиземном и Норвежском море, Тихом и Атлантическом океане. В то время советский атомный подводный флот только начинал делать первые шаги и противостоять новой угрозе он не мог. Поэтому в Советском Союзе решили пойти другим путем и сделать упор на развитие противолодочной авиации.

Ил-38 стал первым советским дальним противолодочным самолетом. Его разработка началась в 1957 году, а в 1961 году машина впервые поднялась в воздух. Активная эксплуатация самолета началась в 1969 году. Созданием противолодочного самолета Ил-38 занималось ОКБ Ильюшина, основой для новой машины стал пассажирский лайнер Ил-18. Выпуск Ил-38 был налажен на авиазаводе №30, он продолжался до 1972 года. За это время было выпущено 65 самолетов.

Ил-38 долгие годы находился на эксплуатации авиации советского военно-морского флота, после распада СССР она продолжилась в ВМФ России. Ил-38 – настоящий самолет-ветеран – и сегодня находится в строю. Еще пять машин модификации Ил-38SD состоят на вооружении ВМС Индии. В 2016 году были завершены испытания модернизированного варианта самолета Ил-38Н для российского военно-морского флота, оснащенного новым противолодочным комплексом «Новелла».

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов ознаменовались новым витком напряженности между Советским Союзом и странами Запада. А в 1954 году в состав ВМС США была принята первая в мире подводная лодка с атомной силовой установкой – USS Nautilus. И это было только начало грандиозного противостояния в глубинах океана…

В это время американцы и их союзники смогли добиться значительных успехов в области ракетостроения. Уже в конце 50-х годов в США были созданы баллистические ракеты «Поларис», предназначенные для размещения на борту атомных подводных лодок. Таким образом, США получили новую стратегическую систему вооружений, мобильную, обладающую значительной скрытностью, а потому трудноуязвимую и очень опасную. С 1960 года американские подводные «убийцы городов» начали регулярное боевое дежурство, нацелив свои ракеты на территорию СССР. Вскоре к ним присоединились британские и французские подлодки.

В середине 50-х годов США приступили к созданию знаменитой противолодочной системы SOSUS, первые элементы которой были развернуты в Тихом и Атлантическом океане. Советский Союз не имел ресурсов, чтобы ответить американцам симметрично, да и отставание в области гидроакустики не позволяло создать аналогичную систему.

Примерно в эти же годы в СССР велись активные исследовательские работы относительно способов противодействия новой подводной угрозе. Их результатом стала новая концепция борьбы с АПЛ, в ходе реализации которой был создан противолодочный комплекс первого поколения «Баку». Несмотря на определенные недостатки, им стали оснащать вертолеты Ка-25ПЛ и самолеты-амфибии Бе-12. Была попытка оснастить им и бомбардировщики Ту-16, но она была признана неудачной.

В августе 1957 года главнокомандующий ВМС СССР адмирал Горшков предложил создать на базе перспективного пассажирского лайнера Ил-18 противолодочный самолет дальнего радиуса действия, вооруженный крылатыми ракетами К-18. Его планировали использовать для уничтожения вражеских подводных лодок на дистанциях от 500 до 1 тыс. км от своего побережья. В том же году увидело свет правительственное постановление дающее старт этому проекту. Тогда же в ОКБ Ильюшина был отправлен пакет тактико-технических требований к новой машине. Следует отметить, что на тот момент альтернативы Ил-18 просто не существовало, создание самолета ПЛО с нуля потребовало бы много времени и ресурсов.

В 1959 году начались работы над созданием нового противолодочного комплекса «Беркут».

Любопытно, что примерно в этот самый период созданием противолодочного самолета озаботились и американцы. Новая машина должна была заменить патрульный «Нептун», стоявший на вооружении ВМС США.

4 мая 1961 года главкомом ВВС были утверждены характеристики нового противолодочного самолета. Согласно этому документу, тактический радиус машины должен был составлять 2 тыс. км, время нахождения в районе патрулирования не меньше трех часов. Представить самолет без комплекса специального оборудования предписывалось к 1962 году.

В 1961 году состоялась защита эскизного проекта Ил-38, оснащенного прицельно-поисковой системой «Беркут». Жаркие дебаты вызвало решение авиаконструкторов не оснащать самолет оборонительным вооружением. У летчиков это вызвало недоумение. Доказывать правоту разработчиков пришлось самому Ильюшину. Он считал, что установка пушечного или ракетного вооружения на самолете лишь приведет к увеличению массы машины, абсолютно не улучшив ее оборонительные возможности.

Кроме того, обсуждалась возможность вооружения нового противолодочного самолета ракетами типа «воздух-поверхность», а также безопасность экипажа и вероятность его спасения в случае аварийной посадки на воду.

Ил-38 предполагалось вооружить глубинными бомбами и противолодочными самонаводящимися торпедами. Для самолета разрабатывалась специальная торпеда ПЛАТ-2 (АТ-2).

Первый полет переделанного авиалайнера Ил-18 без вооружения и противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 года. Он прошел в штатном режиме, задания, поставленные перед испытателями, были выполнены.

Следует отметить, что по сравнению с базовой моделью Ил-38 претерпел значительные изменения. В фюзеляже самолета появились два обогреваемых отсека, в которых планировалось разместить буи, торпеды, глубинные бомбы. Крыло было перенесено вперёд и изменена его конструкция. Ил-38 получил дополнительный топливный бак, была усовершенствована система управления машиной.

В 1962 году был представлен макет самолета с противолодочным комплексом «Беркут». На нем шла отработка размещения оборудования и вооружения, испытывались разные варианты компоновки. 10 марта 1963 года комплекс был установлен на самолет и начался второй этап испытаний, всего было выполнено 147 полетов. Их результаты были признаны неудовлетворительными.

Государственные испытания Ил-38 проводились на Черном море, они стартовали в середине 1965 года и продолжались до декабря. В итоге самолет вместе с комплексом «Беркут» был рекомендован к принятию на вооружение, но нареканий на его работу было предостаточно. Перечень недостатков первой категории, то есть тех, что нужно было устранить до начала эксплуатации, состоял из 93 пунктов. Возможно, именно по этой причине в период серийного производства было изготовлено всего 65 самолетов Ил-38 – в четыре раза меньше, чем предполагалось изначально.

После исправлений выявленных дефектов и недостатков Ил-38 был принят в эксплуатацию. Это произошло только в начале 1969 года.

Эксплуатация

Первым Ил-38 получил Северный флот, это произошло еще до официального принятия самолета на вооружение – в 1968 году. В следующем году Ил-38 были отправлены на Тихоокеанский флот, а в 1972 году эти машины получили и моряки-балтийцы.

В советский период эти противолодочные самолеты нередко несли службу за пределами страны. С 1979 по 1991 год несколько Ил-38 постоянно находились в Эфиопии, с 1981 по 1989 год они периодически размещались в Ливии, случались командировки в Сирию и Мозамбик.

В настоящее время Ил-38 эксплуатируются на Тихоокеанском и Северном флоте.

В 2002 году во время авиашоу разбились два Ил-38 индийских ВВС. Экипажи обоих самолетов погибли.

Общее описание конструкции

Самолет Ил-38 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями и трехстоечным убирающимся шасси. Назначение Ил-38 – поиск и уничтожение подводных лодок противника, ведение разведки, участие в поисково-спасательных операциях, постановка минных заграждений. В состав экипажа самолета входит семь человек.

Передняя часть фюзеляжа Ил-38 разделена плоскостью на две половины. В верхней герметичной части располагается кабина экипажа, а также часть электронной аппаратуры самолета. В нижней части находится антенна РЛС «Беркут» в обтекателе и отсек, в который помещается передняя стойка шасси.

За кабиной расположен передний грузовой отсек, он продолжается до центроплана крыла. Над ним размещен астрокомпас и блок аппаратуры комплекса «Резеда». За центропланом размещается второй грузовой отсек с аппаратурой комплекса «Беркут», кислородными баллонами и спасательными средствами. В хвостовой части самолета находится технический отсек с аккумуляторами, турбогенератором и магнитометром. Магниточувствительный элемент расположен в хвостовой балке.

Весь фюзеляж можно пройти от передней кабины пилотов до хвостового технического отсека.

Крыло Ил-38 прямое, состоящее из трехлонжеронного центроплана и двух двухлонжеронных отъемных частей. Механизация представлена закрылками Фаулера и элеронами.

Хвостовое оперение самолета однокилевое свободнонесущее. Стабилизатор и киль кессонной конструкции с тремя лонжеронами.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей АИ-20М с автоматическими винтами АВ-68И. Их диаметр составляет 4,5 метра.

Топливная система Ил-38 состоит из группы баков, большая часть из которых находится в крыле самолета. Их общая емкость составляет более 35 тыс. литров. Питание топливом раздельное для двигателей каждой стороны.

Шасси самолета состоит из двух основных и передней стойки. Основные стойки расположены в мотогондолах внутренних двигателей и имеют четырехколесные тележки. Передняя двухколесная стойка находится под кабиной экипажа.

Противолодочное оборудование самолета состоит из поисково-прицельной системы «Беркут» и магнитометра. На Ил-38 впервые в Советском Союзе была установлена бортовая ЭВМ «Пламя», она является составной частью ППС «Беркут». Ее предназначение – решение логических задач при поиске подводных лодок противника. ЭВМ управляет движением самолета во время поиска, анализирует информацию, полученную от гидроакустических буев, дает команды на сброс средств поражения.

Читать еще:  В Иране отметили годовщину убийства похитителя советских дипломатов.

Вооружение Ил-38 состоит из различных видов гидролокационных и гидроакустических буев (РГБ-1, РГБ-3, РГБ-16), а также средств поражения подлодок. В 70-е годы для Ил-38 разрабатывался специальный «долговременный» буй «Яуза», который мог находиться в воде несколько месяцев и постоянно собирать информацию. После чего, данные должны были передаваться на пролетающий над ним Ил-38. Однако данный проект так и не был завершен, работы были прекращены в 1979 году.

В состав средств поражения Ил-38 могут входить торпеды АТ-1 и АТ-2 либо же ракеты АПР-1 и АПР-2. Для модификации Ил-38Н была разработана ракета АПР-3. Также для этой модели была доработана противокорабельная ракета Х-35, испытания были завершены в 2005 году.

Ил-38 может принимать на борт противолодочные бомбы, мины, спасательные контейнеры. При этом следует отметить, что прицела для бомбометания у самолета нет, поэтому сброс производится «на глаз».

Модернизация Ил-38

Уже первые годы эксплуатации Ил-38 показали его низкую эффективность. Причиной этого была недоработанность поисково-прицельного комплекса. По мнению специалистов 33-го ЦБП Морской авиации Ил-38 был на целый порядок (в 8-10 раз) менее эффективен в поиске подводных лодок, чем его американский аналог патрульный самолет «Орион».

Необходимость модернизации поисково-прицельного комплекса самолета стала очевидна практически сразу после принятия машины на вооружение. В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но распад СССР едва не поставил крест на этом проекте. К счастью, им заинтересовались индусы, у которых на вооружении также стояли Ил-38. Самолет с новым противолодочным комплексом получил обозначение Ил-38SD, всего для ВВС Индии было модернизировано шесть машин. Позднее было принято решение улучшить аналогичным образом и отечественные Ил-38.

Самолёт Ил-38 – гроза подводных лодок

Пассажирский лайнер Ил-18 разработки конструкторского бюро Сергея Ильюшина стал удачной и долговечной машиной. Однако базовую модель «пережили» военные модификации. К ним относился не только самолёт радиоразведки Ил-20.

Пассажирская машина стала основой для противолодочного самолёта Ил-38. Разработанный ещё в 60-е годы, как ответ на растущую мощь подводных ракетоносцев, Ил-38 и в 21 веке не утратил значения. Машины остаются на вооружении, проходят программы модернизации. И, вместе с самолётами дальнего действия Ту-142, остаются основой противолодочной обороны.

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.

Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Конструкция

Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.

В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.

За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.

На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.

Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.

Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя. Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.

«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия. Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.

Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.

Эксплуатация

Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот. Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.

Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.

Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.

В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда – ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.

После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

Ил-38 – MAY

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Ил-38 – MAY

Противолодочный и морской патрульный самолет. В августе 1957 г., когда пассажирский авиалайнер Ил-18 только создавался Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков предложил на его базе создать дальний противолодочный самолет с противолодочными крылатыми ракетами К-18. Самолет предполагалось использовать для уничтожения лодок противника на удалении 500-1000 км от своего побережья. В том же 1957 г. вышло Постановление СМ СССР о разработке такого самолета на базе авиалайнера Ил-18 (Ил-18ПЛО) или транспортного самолета Ан-12. Проект тактико-технических требований на создание противолодочной модификации самолета Ил-18 отправлен ВВС СССР в ОКБ-240 ГКАТ СССР генерального конструктора С.В.Ильюшина в 1957 г. Самолет предполагалось оснастить радиогидроакустической системой первого поколения “Баку”, которая в то время существовала в виде проекта. Повторно откорректированные ТТТ на самолет направлены в ОКБ-240 в 1958 г. Постановлением СМ СССР 11 декабря 1959 г. №1335-594 ССКНИИ-131 Минрадиопрома СССР поручено создание бортового оборудования радиогидроакустической системы поиска и обнаружения ПЛ “Беркут”. Создание радиогидроакустических буев поручено НИИ-753 Минсудпрома СССР. Идеологические основы применения самолетов Ил-38 совместно готовили Военно-Морская академия, ряд институтов ВМФ и ВВС.

Читать еще:  Новейшее оружие России: испытание секретных разработок 2020, снайперские и противотанковые образцы, стратегическое ядерное вооружение армии


Ил-38 авиации Тихоокеанского флота на Камчатке, декабрь 2013 г. (http://pressa-tof.livejournal.com).


Ил-38SD авиации ВМС Индии регистрационный №IN305 серийный №080010609. Индия, Гоа, 03.04.2013 г. (фото – Вячеслав Фирсов, http://russianplanes.net/id103504).


В полете Ил-38 авиации Северного флота ВМФ России, январь 2012 г. (http://www.function.mil.ru).

Постановлением СМ СССР 18 июня 1960 г. №640-261 ОКБ-240 ГКАТ поручена разработка противолодочного самолета Ил-38 – тема ОКР “Тунец” – с комплексом обнаружения подводных лодок “Беркут” с БЦВМ ЦВМ-264. Самолет Ил-38 решено создавать на базе уже зарекомендовавшего себя Ил-18В. В 1960 г. из гражданской авиации для испытания оборудования и обеспечения разработки самолета передан самолет Ил-18.

Тактико-технические требования к самолету Главноком ВВС утвердил 4 мая 1961 г. Их подписал также зам.главкома ВМФ по вооружению и зам. командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации И.И.Борзов, назначенный председателем государственной комиссии по самолету Ил-38. В соответствии с ТТТ Ил-38 должен был иметь следующие данные:
– тактический радиус – 2200 км
– время нахождения в районе на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой в 5850 кг не менее 3 часов
– минимально допустимая индикаторная скорость полета – 350 км/ч
Первые экземпляры Ил-38 без специального оборудования планировалось представить для испытаний во втором и четвертом кварталах 1962 г.

Главным конструктором Ил-38 назначен Р.П.Папковский. Разработка самолета велась в отделе, возглавляемым В.М.Германовым. Созданием эскизного проекта руководил С.В,Ильюшин. Эскизно-технический проект Ил-38 с поисково-прицельной системой “Беркут” защищен ОКБ-240 в 1961 г. строительство прототипа велось на опытном заводе ОКБ-240 совместно с заводом №30, который поставлял готовые компоненты планера и других систем. Первый полет первого прототипа Ил-38 без противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 г. (летчик – В.К.Коккинаки, второй пилот – Э.И.Кузнецов, штурман – В.Ф.Воскресенский, радист – И.С.Силиманов).

Макетная комиссия по Ил-38 с системой “Беркут” проходила с 15 мая по 12 июня 1962 г. в Москве. Заводские испытания Ил-38 запланированы на аэродроме Кировское (Крым) во втором квартале 1962 г. Испытания всей системы планировалось начать с 15 марта 1963 г. Второй опытный Ил-38 совершил первый полет с Центрального аэродрома им.М.В.Фрунзе в Москве в сентябре 1962 г.

10 марта 1963 г. (16 марта по др.данным) оборудование поисково-прицельной радиолокационной и радиогидроакустической системы “Беркут” было установлено на самолет Ил-38 для испытаний (с задержкой почти на 1 год). Часть оборудования испытывалась на самолете Ил-18. На этом этапе испытаний произведено 147 полетов с налетом 369 часов на Ил-38. Существенную помощь оказывал экипаж майора А.П.Шарапова из 33-го центра (штурман капитан Н.П. Сурков, штурман-оператор капитан Игонин). Сокращению сроков испытаний способствовал так же разработанный специалистами центра инженером-подполковником В.В.Ачкасовым, O.K.Денисенко и инженер-капитаном Магадеевым гидроакустический полигон – моделирующее устройство, имитирующее работу буев ненаправленного и направленного действия с отработкой задачи поражения ПЛ на сухопутном полигоне с применением бомб.

В апреле 1964 начаты испытания самолета полностью укомплектованного оборудованием. Этап “А” (первый) государственных испытаний завершен в августе 1964 г. Совместные испытания по программе второго этапа, без предъявления ВВС, продолжались со 2 октября по 28 ноября 1964 г. (19 полетов, налет составил 61 ч 40 мин.). Они проводились в соответствии с приказом главнокомандующего ВВС, председателя ГКАТ и председателя ГКРЭ от 15 сентября 1964 г. В ходе этого этапа испытаний установлено, что система “Беркут” не доведена до работоспособного состояния. С декабря 1964 г. по апрель 1965 г. производилась замена оборудования выработавшего свой ресурс, а так же установлены новые двигатели АИ-20М.

Государственные совместные испытания Ил-38 с системой “Беркут” проводились по приказам главкома ВВС СССР с 6 июня по 15 декабря 1965 г. Выполнено 87 полетов с налетом 287 часов, в том числе на доводку “Беркута” и магнитометра – 10 полетов с налетом 38 ч 15 мин. Испытания самолета производились на аэродроме Кировское около г.Феодосия (Крым). Программа испытаний в соответствии с поручением зам. председателя Совмина СССР Л.В.Смирнова от 8 февраля 1965 г. и совместного решения ВВС, МАП и МРП от 3 марта 1965 г. была выполнена полностью.

Испытания самолета Ил-38 проводили летчики-испытатели 3-го управления 8 ГНИКИ ВВС: старший летчик-испытатель полковник Сухинин, старший летчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 ГКАТ ведущий летчик-испытатель В.К.Коккинаки, летчик-испытатель А.Н.Трюлин. так же в полетах принимали участие летчики-испытатели подполковник Власенко и майор Степанов и штурманы-испытатели подполковники Н.Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний составлен Перечень №1 недостатков из 96 пунктов, которые подлежали устранению до начала эксплуатации самолета. Превышена на 2600 кг масса пустого самолета над данными макета, значительно превышены над требованиями ОТТ ВВС-58 показатели шума внутри самолета в полете, надежность ППС “Беркут” была низкой.

Еще в 1962 г. согласована потребность авиации ВМФ СССР в 250 самолетов Ил-38. Серийное производство Ил-38 начато на авиазаводе №30 “Знамя труда” (г.Москва) в 1967 г. и продолжалось по 1972 г. Всего на заводе построено за этот период 65 самолетов.

Самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой “Беркут” был принят на вооружение авиации ВМФ СССР 17 января 1969 г. после доработки ППС “Беркут” и устранения выявленных в ходе испытаний недостатков. За долгие годы службы, как в СССР так и за рубежом, самолет зарекомендовал себя как простая в обслуживании и надежная машина.

Конструкция – классический низкоплан с прямым крылом. Самолет создан на базе Ил-18В – в фюзеляже сделано два обогреваемых отсека для размещения буев, бомб и торпед. Из-за изменения центровки фюзеляжа крыло перенесено на три метра вперед и, вследствие увеличения количества топлива, изменена его конструкция. Из-за смещения крыла вперед уровень шума в кабине экипажа превысил нормы на 28 дБ и составил 118 дБ. В фюзеляже установлен дополнительный топливный бак, управление самолетом и двигателями разнесено по бортам фюзеляжа, изменена конструкция многих самолетных систем. Топливная система включала в свой состав крыльевые баки (включая бак-кессон в центроплане) на 30300 л и фюзеляжные баки на 4200 л.

Под носовой частью фюзеляжа размещен обтекатель антенны РЛС комплекса “Беркут”. Несмотря на усиление конструкции стальной плитой, при посадке самолета на воду обтекатель РЛС сносился и разрушал часть фюзеляжа под воздействием потока воды. Экипаж размещен в герметичной кабине объемом 28 куб.м. Кабина размещена в носовой части фюзеляжа до 10-го шпангоута.

Посадка и высадка экипажа осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа. На крыше фюзеляжа имеется люк для покидания самолета в случае посадки на воду.

Шасси самолета усилено (по сравнению с Ил-18). Установлены новые антиобледенительная и кислородная системы, устройство кондиционирования воздуха.

Двигатели:
1) проект
– 4 х ТВД АИ-20 разработки и производства НПО “Прогресс”. Главный конструктор двигателей – А.Г.Ивченко.

2) Ил-38 прототип №1 и №2 до 1965 г. – 4 х ТВД АИ-20А разработки и производства НПО “Прогресс”. Главный конструктор двигателей – А.Г.Ивченко.

3) Ил-38 с 1965 г., прототипы и серия – 4 х ТВД АИ-20М разработки и производства НПО “Прогресс” мощностью по 4250 л.с. Главный конструктор двигателей – А.Г.Ивченко. Самолет мог продолжать полет при двух работающих двигателях.

Начиная с 1965 г. на самолете устанавливается вспомогательная силовая установка ТГ-16 (за задним грузовым отсеком).

ТТХ самолета:
Экипаж:
– 7 чел (командир корабля, помощник командира корабля, штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, штурман-оператор самолетного приемно-индикаторного устройства СПИУ, бортовой инженер, радист).
– 10 чел (экспортный вариант – командир корабля, помощник командира корабля, штурман-навигатор, три штурмана-оператора, штурман-оператор самолетного приемно-индикаторного устройства СПИУ, бортовой инженер, радист и кто-то еще).
Рабочие места операторов оборудования ППС “Беркут” размещены спиной по полету самолета.

Длина – 39.6 / 40.07 м (по разным данным)
Длина хвостовой балки с детектором МА – 5,6 м
Размах крыла – 37.42 м
Высота – 10.16 м
Площадь крыла – 140 кв.м
Диаметр фюзеляжа максимальный – 3.5 м
Объем кабины экипажа – 28 куб.м

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: