0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 11661 — сторожевые корабли типа Гепард, ракетное вооружение СКР, история, описание и ТТХ, модификации корвета

Содержание

Сторожевые корабли проекта 11661

  • дизельный двигатель крейсерского хода 61Д;
  • 8000 л.с..
  • 2 х ГТД полного хода электроэнергетическая установка;
  • 2 х 14825 л.с. (турбины).
  • 1х1 76 мм АК-176М — 500 выстрелов;
  • 2х1 30 мм АК-630М – 2000 выстрелов;
  • 1 боевой модуль 3Р89 ЗРАК «Палаш» с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340 на СКР «Дагестан».
  • РЛС МР-352 «Позитив»
  • РЛК 34К1 «Монолит» (ПКР)
  • МПЗ-301 «База» (ЗРК)
  • МР-123 «Вымпел» (АУ)
  • Для СКР «Татарстан» 2 ПУ КТ-184 — 2 х 4 ТПК комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24;
  • Для СКР «Дагестан» 11661К (УКСК) — установка вертикального пуска типа 3С14Э на 8 ракет ракетного комплекса «Калибр-НК»
  • 2 х «Игла-М»
  • ЗРК 4К33 «Оса-МА2» — 1 х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33

Содержание

Общие сведения

Корабли предназначены для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащён артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.

История создания

Сторожевой корабль / корвет / ракетный корабль. Разработка начата в 1982 г. Зеленодольским ПКБ (г.Зеленодольск), главный конструктор — М.М.Нестеренко, с 1986 г. — В.Н.Кашкин. Разработка противолодочного корабля прибрежной зоны велась как развитие проекта МПК пр.1124М с ПЛРК «Ливень» с февраля 1982 г. Было разработано два варианта тактико-технического задания и в 1983 году было предложено два варианта эскизного проекта — противолодочный корабль с ПЛРК «Ливень» в размерности МПК пр.1124М и противолодочный корабль водоизмещением до 2000 тонн с существенно более высокой эффективностью. В апреле 1983 г., после изменения требований ВМФ к проекту, второй проект получил номер 11660 (эспортный вариант — 11660Э) и переклассифицирован в СКР. Анализ проработки проектов показывал, что сдачу экспортного варианта СКР можно планировать на 1990 год в то время как готовность к сдаче варианта для советского ВМФ по системам вооружений не может быть ранее 1992 года.

В 1984 году 1 ЦНИИ МО СССР выдвинул требование об оснащении СКР комплексом ПКР «Уран», разработку которого планировалась начать в 1987 году. В декабре 1984 года Постановленим СМ СССР принято решение о разработке СКР пр.11661. Главным конструктором был назначен М.М.Нестеренко, заместителими — Г.А.Золотарев и В.В.Иванов. Эскизный проект 11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД) закончен в начале 1985 года. В начале 1986 г. завершено техническое проектирование СКР пр.11661. МСП СССР была поставлена задача по унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начать работы по перекомпоновке проектов под единую конструктивную платформу с разными системами вооружений, отличиями в двигательных установках и обородовании. В 1986 году главный конструктор проекта М.М.Нестеренко просит освободить его от должности по состоянию здоровья и вместо него назначается В.Н.Кашкин.

В начале сентября 1986 г. началась защита проектов 11661. После доработок под комплексы ПКР «Уран», ГАК «Заря» и другое оборудование окончательно сформулирована концепция «Базовая платформа для семейства кораблей». Для испытаний формы корпуса и влияния обтекателя антенны ГАС на мореходность, была создана и испытана модель корабля СМ-22 (испытания проводились В.Н.Алешиным и В.Г.Пасечником). Технический проект пр.11661 утвержден 1987 году. Была поставлена задача, при разработке техпроекта пр.11660 обеспечить унификацию с пр.11661 на 80%. Используя концепцию «Базовая платформа» Зеленодольское ПКБ был начат выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11661 и разработку техпроектов пр.11660.

Создание задела под головной СКР пр.11661 на Зеленодольском ССЗ начат в конце 1987 г. В 1988 г. был утвержден техпроект пр.11661, начата разработка рабочей конструкторской документации. Головной СКР пр.11661 (заводской №951) заложен на Зеленодольском ССЗ в мае 1990 г. (20 октября 1988 г., пр.11660 — по др.данным). Следом заложены заводские №№952 и 953 пр.11661.

В июле 1993 г. головной корабль пр.11661 заводской №951 был спущен на воду и началась его достройка. В феврале 1995 г. в Зеленодольск прибыл экипаж для освоения СКР . В течение 1995 г. от кораблей зав.№№952 и 953 отказался инозаказчик (предположительно, Индия) и их строительство прекращено. В конце 1995 г. прекращено строительство корабля зав.№951 с готовностью 93%, экипаж распущен, корабль законсервирован из-за отсутствия финансирования и в связи с неопределенностью заказчика (ВМФ России) между разными типами СКР.

В период между 1995 и 1998 годами Зеленодольским ПКБ было разработано семейство экспортных проектов «Гепард», выполнен технический проект «Гепард-3.9» для инозаказчика.

В 2001 г. руководством ВМФ принято решение о достройке корабля зав.№951 по пр.11661К (первый с таким номером проекта) для Каспийской флотилии под названием «Татарстан». С корабля снято вооружение ПЛО, была проведена корректировка проекта в соответствии с требованиями. В начале апреля 2002 г. в Зеленодольск прибыл экипаж для освоения корабля. В июле 2002 г. проведено кренование корабля — отклонение от расчетного водоизмещения составило 1 тонну. В июля 2002 г. «Татарстан» покинул акваторию Зеленодольского ССЗ и вышел в Махачкалу для прохождения испытаний. В мае 2003 г. СКР были проведены мореходные испытания при волнении 5 баллов. Корабль принят на вооружение ВМФ России в качестве флагмана Каспийской флотилии 31 августа 2003 г.

По неподтвержденным данным последним кораблем проекта 11661К для ВМФ России стал СКР «Дагестан». Строительство других кораблей пр.11661К для ВМФ России видимо не планируется. Вывод сделан в т.ч. на основании того, что производство артиллерийской установку АК-176 для ВМФ России прекращено. Хотя, это может означать оснащение и вооружение кораблей проекта 11661К 100 мм установкой А-190 или А-190М.

Предшественники

Малые противолодочные корабли проекта 1124 (шифр «Альбатрос», кодовое обозначение НАТО — Grisha class corvette) — тип малых противолодочных кораблей, строившихся в 1970-е—1980-е годы для Военно-Морского Флота СССР в составе 2 основных серий (проекты 1124 и 1124М).

Предпосылки к созданию

В начале 1980 гг. возникла необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевого ракетного корабля

пр.11540 в окончательном варианте для решения задач не в прибрежной, а в морской зоне и поступлением его на вооружение вместо кораблей пр.1135 «Буревестник». В связи с этим Зеленодольское ПКБ начало работы по проектированию небольшого СКР (пр.11660 «Гепард», главный конструктор Ю.А. Никольский, затем В.Н. Кашкин) как дальнейшее развитие малых противолодочных кораблей пр.1124.

Представители проекта

Первый корабль проекта 11661К, «Татарстан» (заводской № 951) вступил в строй 31 августа 2003 года, став флагманом Каспийской флотилии ВМФ России.

Второй СКР — «Дагестан» (зав. № 952). Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за серьёзных повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно. Сторожевой корабль «Дагестан» участвовал в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Осенью 2012 был задействован в морской части маневров «Кавказ-2012», в ходе которых выполнил все поставленные задачи.

Строительство третьего корпуса (зав. № 953) весьма проблематично.

Корпус

Корпус корабля, состоящий из десяти водонепроницаемых отсеков, выполнен из низколегированной стали, блоки надстройки — из стойкого к морской среде алюминиево-магниевого сплава. При затоплении двух смежных отсеков он не только остается на плаву и имеет ход, но и сохраняет боеспособность

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л.с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

121 (15 офицеров)

Вооружение

Корабли проекта 11661 имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие корабля «Татарстан» — ударный комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами Х-35, имеющий дальность стрельбы до 130 км. Второй корабль этого проекта «Дагестан» является первым кораблём ВМФ России вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет как по надводным, так и по береговым целям на удалении до 300 км. Артиллерийское вооружение включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М и 30-мм автоматизированную спаренную артиллерийскую установку АК-630М, которое обеспечивает борьбу с морскими, наземными и низколетящими воздушными целями.

Тактическое ракетное вооружение

СКР «Татарстан» ударным ракетным комплексом «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами Х-35;

СКР «Дагестан» универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».

Главный калибр

1 × 76 мм АУ АК-176М боезапас 800 выстрелов;

2х 1- 30-мм (АК-630М) боезапас 12 000 выстрелов.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

1 × ЗРК «Оса-МА-2» (20 ракет 9М33)

1 × ЗРАК «Палаш» (установлен на РК «Дагестан» вместо ЗРК «Оса-МА-2»)

Минно-торпедное вооружение

количество мин заграждения 20

Радиолокационное и навигационное вооружение

РЛС МР-352 «Позитив»

РЛК 34К1 «Монолит» (ПКР)

МПЗ-301 «База» (ЗРК)

МР-123 «Вымпел» (АУ)

РЛС МР-212 «Вайгач»

Радиоэлектронное вооружение

система РЭБ ТК-25(Э)

2 × ПУ пассивных помех ПК-16

БИУС «Сигма» (на РК «Дагестан»)

История службы

С 2003 года несут службу в Каспийской флотилии

Корабли проекта 11661 — боевые суда, которые ждали своего часа долгие годы

Корабли прибрежной или ближней морской зоны в российском Военно-Морском Флоте на сегодняшний день представлены целой когортой современные боевых судов, располагающих могучими и мощными средствами вооружения. Сторожевики сегодня не только достойно представляют Андреевский флаг на морских просторах в акваториях Черного и Балтийского морей, но и осуществляют огромный объем работы на закрытом морском театре. Сторожевые корабли проект 11661«Татарстан» и «Дагестан» составляют сегодня основу боевой мощи Каспийской военной флотилии, являясь самыми мощными боевыми единицами на Каспии.

Читать еще:  Устройства задержания

Этот тип судов создавался в течение длительного времени и был только в начале нового тысячелетия реализован в металле. Соответственно, новые сторожевики вобрали в себя все лучшее, чем располагало отечественное кораблестроение. СКР, по новой классификации – корвет, проекта 11661 на полном основании могут считаться самыми современными и боеспособными кораблями в отечественном ВМФ.

Концепция создания современных сторожевых кораблей

Класс сторожевых кораблей наибольшее свое развитие получил в Советском Союзе. В отличие от зарубежных аналогов, в СССР сторожевики превратились в полноценные боевые корабли, способные выполнять огромный объем работы. По количеству и разновидности средств вооруженной борьбы, техническому оснащению и мореходности советские сторожевики почти сравнялись с эсминцами. Благодаря своей универсальности, сторожевые корабли считались самыми массовыми судами советского ВМФ, неся боевую службу на всех морских театрах.

Советские кораблестроители сумели достигнуть высокого технологического уровня проектирования и строительства судов этого класса. Что соответственно отразилось на их количестве и на боевых возможностях. Однако наметившаяся в середине 70-х и в начале 80-х годов тенденция к строительству сторожевиков крупных размеров, стремление к гигантомании были пересмотрены. Окончательно было решено начать проектирование сторожевых кораблей в своем традиционном виде. Это должны были быть суда небольшого водоизмещения, обладающей хорошей мореходностью и оснащенные самыми современными средствами вооружения.

Первым шагом в этом направлении стал проект 11611, работы по которому начались еще в 1985 году. Возобладала концепция строительства сторожевиков, специально предназначенных для оперирования в ближней морской зоне на закрытых морских театрах. В качестве базовой точки были выбраны малые противолодочные корабли проекта 1124, которые массово строились в 70-е годы. В этом контексте прослеживается стремление снова создать универсальный корабль, в котором будут сочетаться разнообразные функции. В техническом задании для нового проекта были прописаны цели и задачи, которые будут решать новые корабли. Сторожевые корабли должны будут выполнять следующие функции:

  • обеспечение патрулирования прибрежной акватории, включая 200 мильную экономическую зону;
  • защита прибрежных морских коммуникаций и объектов береговой инфраструктуры от противодействия со стороны сил флота и авиации вероятного противника;
  • поиск и борьба с подводными лодками вероятного противника;
  • обеспечение конвоирования морских транспортных перевозок.

Для выполнения соответствующих функций, корабль должен иметь высокие мореходные качества, достаточную автономность плавания и необходимый набор средств вооружений. Навигационное и радиолокационное оборудование, сосредоточенное на борту судна, должно обеспечивать выполнение поставленной боевой задачи в полном объеме.

В итоге, перед кораблестроителями была поставлена задача — создать мощный боевой корабль. Другими словами, на небольшую мореходную платформу следует установить весь имеющийся комплекс вооружений, включающий артиллерийские установки, ракетное и противолодочное оружие, средства противовоздушной обороны.

История с проектом 11611

Одно из условий, которое было поставлено военными моряками, заключалось в постройке судна на судостроительных предприятиях, расположенных на Волге. Предполагалось, что при удачном завершении проектных работ, вновь построенные корабли могут быть переведены по Волге на Балтику или в Черноморский регион. К тому же производственные мощности и богатый опыт конструирования малых военных кораблей был у коллектива Зеленодольского Проектно-Конструкторского Бюро (Республика Татарстан).

Проектные работы начались в 1982 году на базе противолодочных кораблей проекта 1124М с более устойчивой энерговооруженностью и повышенной мореходностью. В техническом описании к проекту новый корабль теперь назывался сторожевым кораблем ближней морской зоны. Первоначально проект получил шифр 11660. Предусматривалось создание и экспортной версии нового сторожевика 11660Э. В дальнейшем проект претерпел изменения. На сторожевой корабль должен был быть установлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран», разработка которого к тому времени находилась на завершающей стадии.

В связи с этим пришлось начинать работы над более мощным и совершенным в боевом оснащении кораблем. После того, как высокому военно-морскому руководству был представлен эскиз нового сторожевого корабля, в декабре 1984 года Постановлением Совмина проектным работам по созданию нового СКР был дан старт. В 1986 году первый корабль был закончен на 80% и после проведенной унификации с проектом 11660, выбран в качестве базовой платформы для нового семейства кораблей.

Окончательно, готовый во всех технических деталях проект был утвержден в 1987 году, после чего на Зеленодольском ПКБ начата разработка производственно-конструкторской документации. Параллельно на производственных мощностях судостроительного завода осуществлялась подготовка к закладке головного корабля проекта. На все бюрократические мероприятия и проволочки ушло 2,5 года. Только в конце весны 1990 года состоялась официальная церемония закладки головного корабля. Первенец получил заводской номер 953. В технической документации фигурировали данные – сторожевой корабль проекта 11661 под шифром «Гепард».

Следует отметить, что первоначально был заложен корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник». Практически сражу же был заложен второй корабль, только уже в рамках экспортного проекта 11611Э, который заказала Индия для своих ВМС. Третий сторожевик заложили в 1991 году, используя созданный конструктивный и технический задел, полученный в ходе конструирования первых двух кораблей.

Строительство СКР «Буревестник» планировалось завершить в 1993 году. Аналогичным образом должна была сложиться судьба и двух других судов этого проекта, однако развал Советского Союза внес существенные коррективы в последующие планы строительства. Из-за недостатка финансирования постройка кораблей была приостановлена. В тяжелых экономических условиях строить новые корабли для молодого российского флота было обременительным занятием. В 1993 году было решено закончить работы в рамках проекта 11660, переориентировать всю техническую документацию и производство для того, чтобы строить уже корабль проекта 11611.

Корабли были с горем пополам спущены на воду. Строительство судов то возобновлялось, то приостанавливалось. В 1995 году головной корабль «Буревестник» был разобран. Оставшиеся два судна стали достраиваться в рамках реализации проекта 11611К уже для нужд отечественного флота. Второй корабль, который был уже спущен на воду, в 1996 году получил новое название, став СКР «Татарстан». В соответствии с классификацией НАТО новый российский сторожевой корабль проекта 11661К «Гепард» классифицировали как корвет. Что касается зарубежного контракта, то в конце 90-х был специально разработан новый проект сторожевых кораблей «Гепард – 3.9». Однако ничего существенного в дальнейшей судьбе кораблей проекта 11611 не происходило. Суда в разной степени готовности продолжали оставаться на стапелях Зеленодольского судостроительного завода. Только в 2001 году корабль с заводским номером 951 под названием «Татарстан»было решено достроить. Сторожевик должен был войти в состав Каспийской военной флотилии.

На следующий год были завершены последние доковые работы, началось освоение корабля экипажем. Летом 2002 года новый СКР «Татарстан» был переведен на Каспий, где начались комплексные испытания. Спустя год, в августе 2003 года сторожевой корабль был зачислен в состав Каспийской военной флотилии, став флагманом флотского соединения.

Второе судно под заводским номером 952 наконец-то дождалось того момента, когда на него обратили внимание. Корабль также решили достроить для пополнения корабельного состава Каспийской военной флотилии. Соответственно месту службы и название, которое получил корабль – «Дагестан».

В 2012 году новый корабль отправился на Каспий для прохождения комплекса испытаний. В отличие от своего старшего брата СКР «Татарстан», новый корабль получил ударное вооружение. На нем вместо ПКР «Уран» был установлен тактический противокорабельный ракетный комплекс «Калибр-НК». Осенью 2012 года корабль был зачислен с состав Каспийской военной флотилии. Ввиду того, что на втором корабле изменился комплекс вооружений, изменилась его назначение. Это уже был не сторожевик, это был ракетный корабль «Дагестан». В целях унификации плавсостава Каспийской военной флотилии — флагманское судно «Татарстан» также перевели в разряд ракетных кораблей.

Особенности конструкции ракетных кораблей проекта 11661

После ввода в строй ракетного корабля «Дагестан» дальнейшее строительство других судов в рамках реализации проекта 11661К признано нецелесообразным. Что касается построенных кораблей, их конструкция имеет ряд любопытных и интересных особенностей. В тактическом плане характеристики кораблей выглядят следующим образом:

  • водоизмещение стандартное 1500 тонн;
  • длина корабля 102 м. при ширине 13,2 м;
  • осадка корабля 3,6 м;
  • суммарная мощность двух газотурбинных энергетических установок — 29 тыс. л/с.;
  • максимальная скорость хода 28 узлов;
  • максимальная дальность плавания при экономичном ходе в 14 узлов составляет 3500 миль;
  • экипаж корабля насчитывает 93 матросов и офицеров;
  • автономность плавания составляет 15-20 суток.

При таких относительно скромных параметрах корабли обладают высокими мореходными характеристиками и мощным вооружением. На платформе водоизмещением 1500 тонн корабелы установили ракетные комплексы «Уран» и «Калибр-НК». Эти системы являются основным вооружением кораблей. Ракетный корабль проекта 11661К «Гепард» «Татарстан» остался с первоначальным комплексом вооружений. Его основное оружие — ПКР «Уран». Младший брат «Татарстана» оснащен уже универсальным ПКР «Калибр-НК», крылатые ракеты которого могут поражать любые наземные и надводные цели.

Наличие на борту совершенного противолодочного вооружения и средств ПВО делает эти суда серьезными и грозными боевыми единицами. Противовоздушную оборону кораблей обеспечивает артиллерийский комплекс АК-630М и ЗРК «Оса-МА-2. На более новом корабле стоит уже стационарный артиллерийско-ракетный комплекс «Палаш». В дополнение к ним имеются переносные ЗРК «Игла-М».

На кораблях проекта 11661К отсутствуют противолодочные средства борьбы. На обоих кораблях установлено современное навигационное и радиолокационное оборудование. Впервые на кораблях Каспийской военной флотилии в состав технических средств включен поисково-спасательный вертолет Ка-27, базирующийся на открытой взлетно-посадочной площадке.

Удачной можно назвать конструкцию корабля. Основная часть корпуса выполнена из стали. Надстройка корабля изготовлена из специального алюминиево-магниевого сплава, благодаря которому основная часть надпалубной части корабля устойчива к коррозии.

Набор корпуса кораблей построен с учетом технических новшеств. При затоплении двух смежных отсеков новые российские корабли могут не только сохранить плавучесть, но и оставаться боеспособными единицами флота.

Корветы проекта 11661 сегодня

В 2017 года место флагмана Каспийской военной флотилии занял более новый и совершенный корабль «Дагестан». По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются кораблям этого класса. Ссылка на свое прошлое, в котором корабли планировалось строить обычными сторожевиками, будет сегодня не уместна. Комплекс вооружений делает эти корабли полноценными боевыми судами, способными противостоять на море любому противнику. В акватории Каспийского моря новые российские корветы проекта 11661К «Гепард» не имеют себе равных, как по водоизмещению, так и по огневой мощи.

Проект 11661 Гепард — сторожевые корабли «Татарстан» и «Дагестан»

Сторожевые корабли проекта 11661 предназначаются для исполнения комплексных задач по поиску и ликвидации подводных, надводных и воздушных целей, по несению боевой службы, по конвоированию, а также по охране морских экономических зон. Они оснащены артиллерийскими, противокорабельными, зенитными и противолодочными вооружениями.

Читать еще:  Focke wulf fw 200 condor: фокке вульф 200 кондор, «иммельман-iii» - личный самолёт гитлера, характеристики (ттх)

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

В том же году, вслед за изменениями претензий со стороны Военно-Морского Флота к проекту, второму проекту присвоили номер 11660 (а экспортном варианте — 11660Э) и переклассифицировали в сторожевой корабль. Аналитика исследований в проектах показывала, что сдавать «сторожевика» в экспортном варианте можно было уже в 1990 году, тогда как сдавать советскую версию можно было бы не ранее чем через два года.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

Затем поставили задачу унифицировать проекты 11660 и 11661. При использовании концепции «Базовой платформы» Зеленодольское Проектное Конструкторское Бюро начало выпускать рабочую конструкторскую документацию по проекту 11661, а также разрабатывать техпроекты проекта 11660.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

Однако в периоды 1995-1998 годов Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро разработало экспортные проекты «Гепард» и «Гепард-3.9» для иностранного заказчика.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Правопредшественники «Гепардов»

Предшественниками «Гепардов» были «Альбатросы», которые оказались малыми противолодочными кораблями по проекту 1124 с кодовым натовским обозначением — «Grisha class corvette». Они строились в 1970-1980 годах для советских Военно-Морских Сил, в составе которых две основные серии проектов 1124 и 1124М.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Участие в стрельбах на дистанции в сто морских миль были проведены благополучно. Сторожевому кораблю «Дагестану» пришлось еще поучаствовать в параде на День российского Военно-Морского Флота в городе Астрахань. Осенью того же года его задействовали в маневрах «Кавказ-2012», в морской их части.

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Корпусы

Корпусы кораблей – это водонепроницаемые отсеки в количестве десяти единиц. Материалом для их исполнения послужила низколегированная сталь, а для блоков надстройки — стойкий к морским средам алюминиево-магниевый сплав. В случае затопления двух сопредельных отсеков корабль останется на плаву, имея ход с сохранением боеспособности.

Энергоустановка и ходовые свойства

Главной энергетической установкой является двухвальный CODOG. Со среднеоборотным дизелем 61Д при мощности 8000 лошадиных сил при помощи сложного редуктора обеспечивается всеми крейсерскими режимами, а с помощью двух газовых турбин при суммарной мощности 29000 лошадиных сил обеспечивается полноходность кораблю до 28 узлов. Электроустановка — это дизель-генераторы в количестве трех единиц по 600 кВт от каждого.

Экипаж корабля

Экипаж сторожевого корабля составляет 121 военнослужащих, из которых 15 – это офицерский состав.

Вооружение кораблей «Татарстан» и «Дагестан»

У кораблей по проекту 11661 имеются мощные ракетные, зенитно-ракетные и артиллерийские вооружения. Основным оружием «Татарстана» является «Уран». Это ударный комплекс, имеющий противокорабельные крылатые ракеты Х-35, с дальностью стрельбы до ста тридцати километров.

У «Дагестана» на вооружении универсальный ракетный комплекс — «Калибр-НК», в котором могут использоваться высокоточные крылатые ракеты нескольких типов. Они поражают надводные и береговые цели с дальностью до трехсот километров. Из артиллерийского вооружения — 76,2-мм арткомплекс АК-176М и 30-мм автоматизированная спаренная артиллерийская установка АК-630М, которые обеспечивают поражение морских, наземных и низколетящих воздушных целей.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток. Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях.

«Гепарды-3.9» являются многоцелевыми кораблями, предназначенными для патрулирования в территориальных водах и исключительных экономических зонах, нанесения ударов по надводным целям неприятеля, огневой поддержки десантирующихся подразделений, для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны в мероприятиях по конвоированию.

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Гепарды-5.3 — фрегаты на базе сторожевых кораблей проекта 11661

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

В периоды мирного времени корабли укомплектовываются поисково-спасательными вариантами вертолетов Ка-28, либо Ка-31, а в периоды военного времени противолодочными вариантами.

Читать еще:  В Дагестане уничтожены террористы. Есть жертвы. Видео

Энергоустановка

Главной энергетической установкой является дизельный двухвальный агрегат, имеющий гребные винты регулируемых шагов, исполненный по схемам CODAD. Главная энергоустановка включает четыре дизеля с мощностью 4700 лошадиных сил, но может иметь два дизеля мощностью 6494 лошадиных сил и двумя дизелями мощностью 2425 3298 лошадиных сил, два редуктора и локальную систему защиты и управления.

Корабли проекта 11661 — боевые суда, которые ждали своего часа долгие годы

Концепция создания современных сторожевых кораблей

История с проектом 11611

Особенности конструкции ракетных кораблей проекта 11661

Корветы проекта 11661 сегодня

Корабли прибрежной или ближней морской зоны в российском Военно-Морском Флоте на сегодняшний день представлены целой когортой современные боевых судов, располагающих могучими и мощными средствами вооружения. Сторожевики сегодня не только достойно представляют Андреевский флаг на морских просторах в акваториях Черного и Балтийского морей, но и осуществляют огромный объем работы на закрытом морском театре. Сторожевые корабли проект 11661«Татарстан» и «Дагестан» составляют сегодня основу боевой мощи Каспийской военной флотилии, являясь самыми мощными боевыми единицами на Каспии.

Этот тип судов создавался в течение длительного времени и был только в начале нового тысячелетия реализован в металле. Соответственно, новые сторожевики вобрали в себя все лучшее, чем располагало отечественное кораблестроение. СКР, по новой классификации — корвет, проекта 11661 на полном основании могут считаться самыми современными и боеспособными кораблями в отечественном ВМФ.

Концепция создания современных сторожевых кораблей

Класс сторожевых кораблей наибольшее свое развитие получил в Советском Союзе. В отличие от зарубежных аналогов, в СССР сторожевики превратились в полноценные боевые корабли, способные выполнять огромный объем работы. По количеству и разновидности средств вооруженной борьбы, техническому оснащению и мореходности советские сторожевики почти сравнялись с эсминцами. Благодаря своей универсальности, сторожевые корабли считались самыми массовыми судами советского ВМФ, неся боевую службу на всех морских театрах.

Советские кораблестроители сумели достигнуть высокого технологического уровня проектирования и строительства судов этого класса. Что соответственно отразилось на их количестве и на боевых возможностях. Однако наметившаяся в середине 70-х и в начале 80-х годов тенденция к

01.08.2018 Проект 11661 — сторожевые корабли типа Гепард, ракетное вооружение СКР, история, описание и ТТХ, модификации корвета

строительству сторожевиков крупных размеров, стремление к гигантомании были пересмотрены. Окончательно было решено начать проектирование сторожевых кораблей в своем традиционном виде. Это должны были быть суда небольшого водоизмещения, обладающей хорошей мореходностью и оснащенные самыми современными средствами вооружения.

Первым шагом в этом направлении стал проект 11611, работы по которому начались еще в 1985 году. Возобладала концепция строительства сторожевиков, специально предназначенных для оперирования в ближней морской зоне на закрытых морских театрах. В качестве базовой точки были выбраны малые противолодочные корабли проекта 1124, которые массово строились в 70-е годы. В этом контексте прослеживается стремление снова создать универсальный корабль, в котором будут сочетаться разнообразные функции. В техническом задании для нового проекта были прописаны цели и задачи, которые будут решать новые корабли. Сторожевые корабли должны будут выполнять следующие функции:

обеспечение патрулирования прибрежной акватории, включая 200 мильную экономическую зону;

защита прибрежных морских коммуникаций и объектов береговой инфраструктуры от противодействия со стороны сил флота и авиации вероятного противника;

поиск и борьба с подводными лодками вероятного противника;

обеспечение конвоирования морских транспортных перевозок.

Для выполнения соответствующих функций, корабль должен иметь высокие мореходные качества, достаточную автономность плавания и необходимый набор средств вооружений. Навигационное и радиолокационное оборудование, сосредоточенное на борту судна, должно обеспечивать выполнение поставленной боевой задачи в полном объеме.

В итоге, перед кораблестроителями была поставлена задача — создать мощный боевой корабль. Другими словами, на небольшую мореходную платформу следует установить весь имеющийся комплекс вооружений, включающий артиллерийские установки, ракетное и противолодочное оружие, средства противовоздушной обороны.

История с проектом 11611

Одно из условий, которое было поставлено военными моряками, заключалось в постройке судна на судостроительных предприятиях, расположенных на Волге. Предполагалось, что при удачном завершении проектных работ, вновь построенные корабли могут быть переведены по Волге на Балтику или в Черноморский регион. К тому же производственные мощности и богатый опыт конструирования малых военных кораблей был у коллектива Зеленодольского Проектно- Конструкторского Бюро (Республика Татарстан).

Проектные работы начались в 1982 году на базе противолодочных кораблей проекта 1124М с более устойчивой энерговооруженностью и повышенной мореходностью. В техническом описании к проекту новый корабль теперь назывался сторожевым кораблем ближней морской зоны. Первоначально проект получил шифр 11660. Предусматривалось создание и экспортной версии нового сторожевика 11660Э. В дальнейшем проект претерпел изменения. На сторожевой корабль должен был быть установлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран», разработка которого к тому времени находилась на завершающей стадии.

В связи с этим пришлось начинать работы над более мощным и совершенным в боевом оснащении кораблем. После того, как высокому военно-морскому руководству был представлен эскиз нового сторожевого корабля, в декабре 1984 года Постановлением Совмина проектным работам по созданию нового СКР был дан старт. В 1986 году первый корабль был закончен на 80% и после проведенной унификации с проектом 11660, выбран в качестве базовой платформы для нового семейства кораблей.

Следует отметить, что первоначально был заложен корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник». Практически сражу же был заложен второй корабль, только уже в рамках экспортного проекта 11611Э, который заказала Индия для своих ВМС. Третий сторожевик заложили в 1991 году, используя созданный конструктивный и технический задел, полученный в ходе конструирования первых двух кораблей.

Строительство СКР «Буревестник» планировалось завершить в 1993 году. Аналогичным образом должна была сложиться судьба и двух других судов этого проекта, однако развал Советского Союза внес существенные коррективы в последующие планы строительства. Из-за недостатка финансирования постройка кораблей была приостановлена. В тяжелых экономических условиях строить новые корабли для молодого российского флота было обременительным занятием. В 1993 году было решено закончить работы в рамках проекта 11660, переориентировать всю техническую документацию и производство для того, чтобы строить уже корабль проекта 11611.

Корабли были с горем пополам спущены на воду. Строительство судов то возобновлялось, то приостанавливалось. В 1995 году головной корабль «Буревестник» был разобран. Оставшиеся два судна стали достраиваться в рамках реализации проекта 11611К уже для нужд отечественного флота. Второй корабль, который был уже спущен на воду, в 1996 году получил новое название, став СКР «Татарстан». В соответствии с классификацией НАТО новый российский сторожевой корабль проекта 11661К «Гепард» классифицировали как корвет. Что касается зарубежного контракта, то в конце 90-х был специально разработан новый проект сторожевых кораблей «Гепард-3.9». Однако ничего существенного в дальнейшей судьбе кораблей проекта 11611 не происходило. Суда в разной степени готовности продолжали оставаться на стапелях Зеленодольского судостроительного завода. Только в 2001 году корабль с заводским номером 951 под названием «Татарстан»было решено достроить. Сторожевик должен был войти в состав Каспийской военной флотилии.

На следующий год были завершены последние доковые работы, началось освоение корабля экипажем. Летом 2002 года новый СКР «Татарстан» был переведен на Каспий, где начались комплексные испытания. Спустя год, в августе 2003 года сторожевой корабль был зачислен в состав Каспийской военной флотилии, став флагманом флотского соединения.

Второе судно под заводским номером 952 наконец-то дождалось того момента, когда на него обратили внимание. Корабль также решили достроить для пополнения корабельного состава Каспийской военной флотилии. Соответственно месту службы и название, которое получил корабль- «Дагестан».

В 2012 году новый корабль отправился на Каспий для прохождения комплекса испытаний. В отличие от своего старшего брата СКР «Татарстан», новый корабль получил ударное вооружение. На нем вместо ПКР «Уран» был установлен тактический противокорабельный ракетный комплекс «Калибр- НК». Осенью 2012 года корабль был зачислен с состав Каспийской военной флотилии. Ввиду того, что на втором корабле изменился комплекс вооружений, изменилась его назначение. Это уже был не сторожевик, это был ракетный корабль «Дагестан». В целях унификации плавсостава Каспийской военной флотилии — флагманское судно «Татарстан» также перевели в разряд ракетных кораблей.

Особенности конструкции ракетных кораблей проекта 11661

После ввода в строй ракетного корабля «Дагестан» дальнейшее строительство других судов в рамках реализации проекта 11661К признано нецелесообразным. Что касается построенных кораблей, их конструкция имеет ряд любопытных и интересных особенностей. В тактическом плане характеристики кораблей выглядят следующим образом:

водоизмещение стандартное 1500 тонн;

длина корабля 102 м. при ширине 13,2 м;

осадка корабля 3,6 м;

суммарная мощность двух газотурбинных энергетических установок — 29 тыс. л/с.; максимальная скорость хода 28 узлов;

максимальная дальность плавания при экономичном ходе в 14 узлов составляет 3500 миль; экипаж корабля насчитывает 93 матросов и офицеров; автономность плавания составляет 15-20 суток.

При таких относительно скромных параметрах корабли обладают высокими мореходными характеристиками и мощным вооружением. На платформе водоизмещением 1500 тонн корабелы установили ракетные комплексы «Уран» и «Калибр-НК». Эти системы являются основным вооружением кораблей. Ракетный корабль проекта 11661К «Гепард» «Татарстан» остался с первоначальным комплексом вооружений. Его основное оружие — ПКР «Уран». Младший брат «Татарстана» оснащен уже универсальным ПКР «Калибр-НК», крылатые ракеты которого могут поражать любые наземные и надводные цели.

Наличие на борту совершенного противолодочного вооружения и средств ПВО делает эти суда серьезными и грозными боевыми единицами. Противовоздушную оборону кораблей обеспечивает артиллерийский комплекс АК-630М и ЗРК «Оса-МА-2. На более новом корабле стоит уже стационарный артиллерийско-ракетный комплекс «Палаш». В дополнение к ним имеются переносные ЗРК «Игла-М».

На кораблях проекта 11661К отсутствуют противолодочные средства борьбы. На обоих кораблях установлено современное навигационное и радиолокационное оборудование. Впервые на кораблях Каспийской военной флотилии в состав технических средств включен поисково-спасательный вертолет Ка-27, базирующийся на открытой взлетно-посадочной площадке.

Удачной можно назвать конструкцию корабля. Основная часть корпуса выполнена из стали. Надстройка корабля изготовлена из специального алюминиево-магниевого сплава, благодаря которому основная часть надпалубной части корабля устойчива к коррозии.

Набор корпуса кораблей построен с учетом технических новшеств. При затоплении двух смежных отсеков новые российские корабли могут не только сохранить плавучесть, но и оставаться боеспособными единицами флота.

Корветы проекта 11661 сегодня

В 2017 года место флагмана Каспийской военной флотилии занял более новый и совершенный корабль «Дагестан». По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются кораблям этого класса. Ссылка на свое прошлое, в котором корабли планировалось строить обычными сторожевиками, будет сегодня не уместна. Комплекс вооружений делает эти корабли полноценными боевыми судами, способными противостоять на море любому противнику. В акватории Каспийского моря новые российские корветы проекта 11661К «Гепард» не имеют себе равных, как по водоизмещению, так и по огневой мощи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector